Мы используем cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями и принципами их обработки

Интернет-образование в РФ: уровень, особенности, варианты регулирования со стороны государства

Казань, 30 сентября 2022 г. Агентство «ПромРейтинг» представляет результаты первого исследования, объединенного темой интернет-образования в России.

Россия и интернет — 2022: статистика

По состоянию на январь 2022 года в России насчитывается 129,8 млн интернет-пользователей. Интернетом пользуются 89% от общей численности населения. Данные из свежего отчета Digital 2022: Global Overview Report агентства We Are Social.

Интернет-образование в РФ

Только за 2021 год количество интернет-пользователей в России увеличилось на 5,8 млн (+4,7%). Принято связывать это увеличение с последствиями эпидемии COVID-19 и самоизоляции.

Согласно тем же данным, только 16,04 млн человек в России не пользуются интернетом, это 11% населения. Отключенными от Всемирной сети чаще всего оказываются возрастная либо детская часть общества, не вовлеченная в активную экономическую деятельность.

Среднестатистический житель России проводит в интернете примерно 7 часов 50 минут в сутки, и 46,7% этого времени — на мобильных устройствах.

Главная причина использования интернета у российских интернет-пользователей — поиск информации. 84,3% пользователей из России в возрасте от 16 до 64 лет выходят в онлайн именно с такой целью.

По данным рекламных ресурсов Google, на начало 2022 года российская аудитория YouTube насчитывает 106 млн пользователей.

Ключевой целью использования сервиса YouTube является потребление новой информации, обучение или расширение кругозора. Интернет сформировался как источник знаний со всего мира и из большинства областей. Эта его уникальная особенность предоставляет масштабные возможности для развития образовательных платформ.

При помощи быстро развивающихся, конкурирующих друг с другом образовательных интернет-платформ доступ к актуальным знаниям появляется в любой, даже самой удаленной точке страны. Образование стремительно перестает быть прерогативой избранной части общества крупных городов, а талантливые люди из глубинки получили уникальный шанс проявить себя, не изменяя существенным образом условий сложившейся жизни.


Дети и родители: предпочтения в профессиях

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

  • Наиболее предпочтительные профессии для своих детей в нынешних условиях, по мнению родителей: IT-специалист, инженер, финансист, врач.
  • Бесперспективные профессии (из базового перечня) для своих детей в нынешних условиях, по мнению родителей: бухгалтер, эколог, риелтор, летчик/космонавт, психолог.
  • Наиболее предпочтительные профессии в нынешних условиях, по мнению детей: IT-специалист, врач, психолог, военнослужащий, правоохранитель.
  • Бесперспективные профессии (из базового перечня) в нынешних условиях, по мнению детей: слесарь/механик, бухгалтер, летчик/космонавт, машинист/водитель.
  • IT-специалисты и врачи — профессии, лидирующие как в детском, так и в родительском рейтингах актуальных предпочтительных профессий.
  • Между учащимися, находящимися на этапе выбора профессии, и родителями абитуриентов не прослеживается выраженной поляризации мнений. Дети и родители оценивают сложившуюся ситуацию в одном ключе. Исключение составляют тема интернета, профессии силовика и психолога.
  • Около 30% респондентов в категориях детей и родителей сообщили об изменении своих представлений о перспективных профессиях под воздействием текущей новостной повестки за последние 4–6 месяцев.
  • Базовыми критериями как для детей, так и для родителей на этапе выбора профессии являются: доходность, стабильность, личный интерес/предрасположенность.
  • Родители чаще предпочитают для детей работу на стабильное государство и фриланс. Дети воспринимают будущее через личное предпринимательство или наем в коммерческие компании.
  • До 20% респондентов в возрасте принятия решения об избрании профессии затрудняются с ответами на базовые тематические вопросы. Вкупе с данными параллельных исследований по теме это может свидетельствовать о просчетах в профориентационной работе с молодежью.
  • В массе своей молодежь не нацелена покидать страну для работы по выбранной профессии. Обучение редко воспринимается как способ переезда за границу. В то же время более 60% молодых респондентов готовы покинуть страну в случае получения выгодного зарубежного предложения.
  • Образовательные онлайн-платформы вызывают большой оптимизм у молодежи и мягкий скепсис в родительской среде.

 

Интернет-образование в РФ

Интернет-образование в РФ

  • Отношение к интернет-образованию, в том числе функционированию интернет-платформ, разделяет общество по возрастному признаку. Положительное отношение к интернет-обучению выражает молодежь в возрасте до 24 лет. Средний и старший возраст проявляет по отношению к инфраструктуре интернет-образования больше скепсиса.
  • Вопрос конкурентоспособности инфраструктуры интернет-образования также разделил респондентов на два лагеря в зависимости от возраста. Тогда как молодежь считает образовательные интернет-платформы конкурентными на фоне классических способов получения образования, люди старших возрастов чаще всего выражают скепсис.
  • В целом на настоящем этапе развития российского общества об интернет-платформах как о полноценной замене традиционного высшего образования позитивно отзываются порядка 20% опрошенных из числа россиян. При этом 74,3% опрошенных считают, что классической высшей школе пока не стоит опасаться конкуренции со стороны интернет-образования.





 

Интернет-образование в РФ особенности и угрозы

К сожалению, как и любая формирующаяся социально-культурная ниша, интернет-образование является в том числе местом сосредоточения деструктивных явлений. Пользуясь пробелами в образовании и недостаточной информированностью граждан, ряд участников рынка интернет-образования ставит во главу угла фактор собственного финансового обогащения, упуская из поля зрения качество оказываемых образовательных услуг.

Неподготовленному гражданину сложно сориентироваться в уровне предлагаемых услуг. В связи с этим интернет-абитуриенты попадают в неоднозначные финансово-правовые обстоятельства, недополучив образовательные услуги на том уровне, на который они рассчитывали.

  • Около 20 процентов опрошенных респондентов (18,5%) указывают на то, что им лично приходилось участвовать в платных курсах и образовательных активностях в интернете, не оказавших реальных результатов.
  • Чаще всего некачественные платные образовательные интернет-услуги оказывались жителям Московского региона.
  • Представительницы женского пола на 25% чаще участвуют в прохождении некачественного интернет-обучения, нежели мужчины.
  • Возраст риска для участников некачественных образовательных интернет-активностей — 35–44 года.
  • Около половины опрошенных указали на то, что в их окружении есть люди, принимавшие участие в бесполезных, некачественных образовательных интернет-активностях. Чаще всего это представительницы женского пола.



Остались вопросы?
За дополнительной информацией обращайтесь:
Заказать исследование
Мы с вами свяжемся в течение рабочего дня
Полноценное социологическое/маркетологическое исследование от 99 000 ₽
8 800 777-50-16