Мы используем cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями и принципами их обработки

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Аналитическое агентство «ПромРейтинг» провело исследование автомобилизма в Казани и Набережных Челнах. Мы узнали, в чем схожи и в чем различны водители двух крупнейших городов Татарстана.

Казань и Набережные Челны сравнивать удобно. Два больших и близких города, одного крупного, развитого субъекта Российской Федерации. При этом, населенные пункты обладают совершенно разным историческим и планировочным бэкграундом. Радиально-кольцевая планировочная структура Казани, роднящая город с классическими городами Европы и линейно-шахматная планировка Челнов, идеологически близкая скорее новым североамериканским городам. Как тип города сказывается на нюансах поведения водителей?

Суть исследования

Аналитическое агентство «ПромРейтинг» имеет серьезный статистический задел по Казани. С 2016 года автомобилисты города попадали в наше поле зрения десятки раз. Приведем ссылки на наиболее резонансные исследовательские работы:

  1. Поведение автомобилистов на пешеходных переходах Казани: цифры и факты;
  2. Исследование: платные муниципальные парковки Казани – реальная загруженность и реальные плательщики;
  3. Исследование не читаемости дорожных знаков Казани: календарные и климатические особенности;
  4. Казанские водители крайне редко помогают друг другу на дорогах;
  5. Исследование: проблемные мотоциклисты Казани — цифры и факты.

В нашей базе накопилась достаточно информации, касающейся аспектов автомобилизма и автомобилизации Казани. Дело сравнения первого и второго городов республики было просто вопросом времени.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Сравнивать города имело смысл с совершенно разных сторон. Из всего портфеля работ отфильтровались пять тем:

  •         Процент девушек-водителей;
  •         Процент потенциально опасных водителей, перестраивающихся без поворотников;
  •         Процент нарушителей прав пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах;
  •         Процент автомобилистов, не использующих ремни безопасности;
  •         Процент нечитаемых дорожных знаков.

Используя отработанные и обкатанные на Казани методики исследования, исследовательские группы ПромРейтинга перебрались на родину КАМАЗа, повторили проделанную работу и сопоставили получившиеся результаты.

Результаты исследования Казань против Набережных Челнов

Исследование, проведенное по пяти общим направлениям – ремни безопасности, «автохамы» на переходах, опасное перестроение, читаемые дорожные знаки и автоледи показало, что автомобилисты Набережных Челнов в среднем более законопослушны и менее опасны на дорогах общего пользования (см. Инфографику).

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Особенно явно заметны различия в поведении автомобилистов в области использования повторителей поворота (поворотников), при перестроении и реакции водителей на пешеходов на нерегулируемых переходах.  Оценочно можно связать это явление с общей многополосностью Набережных Челнов и высокой долей читаемых дорожных знаков. Но скорее всего, дело не только в этом.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

В результате исследования удалось выяснить среднее количество представительниц прекрасного пола, эксплуатирующих автомобили в Набережных Челнах. Цифра оказалась похожей на казанскую. В Набережных челнах женщины-водители в среднем составляют 19% от всех автомобилистов, эксплуатирующих некоммерческие транспортные средства на дорогах города, для столицы Татарстана, напомним, показатель равен 21%.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Еще одной темой исследования в которой челнинские водители показали себя лучше казанских помимо пропуска пешеходов на зебрах и безопасного перестроения, явилось использование ремней безопасности. В городе на Волге не пристегивается 20% водителей, а в городе на Каме только 16%.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Анализ результатов проведенного полевого исследования в рамках изучаемых аспектов показывает, что водители Набережных Челнов более склонны к соблюдению правил дорожного движения и водят автомобили, соблюдая больше мер предосторожности, чем казанские водители.

Почему так?

(оценочное суждения / использовать как авторский комментарий к исследованию)

Сопоставление полученных по Казани и Набережным Челнам результатов исследования отдельных аспектов автомобилизма хорошо ложится на выводы современных урбанистов. Тут можно смело вспоминать всех профильных ученых и публицистов от Колина Элларда и Витольда Рыбчинского до Джефа Спека.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Город может быть либо автомобильным, но неудобным для проживания или удобным для проживания, но не автомобильным. С определенными допущениями эти утверждения подводятся к получившимся цифрам исследования нашего.

Казань, как и ее сверстники города Европы (Париж, Вена, Брюссель, Берлин) создавалась и отстраивалась несколько веков, в условиях отсутствия автомобиля, с опорой на пешую, реже конную доступность общественных заведений. Улицы в старой части города кривые и узкие являются логическим продолжением исторического центра (кремля, замка феодала или центральной площади).

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Радиально-кольцевая структура города когда-то способствовала лаконичности распределения населения, скорости пешего перемещения между рынками, религиозными и защитными сооружениями. Главный минус такой системы городского устройства — перегруженность центра. Через него идет основной транзитный поток пассажиров и грузов. Ситуация существенно осложнилась с появлением и распространением личного автомобильного транспорта. Казань просто не способна обеспечить качественное и безопасное своевольное перемещение своих жителей на собственных автомобилях. Места для этого физически не существует.

Кроме того, особенности улично-дорожной сети радиальных городов воздействуют на поведение автомобилистов, вынуждают их чаще нарушать ПДД, пренебрегать собственной безопасностью и безопасностью пешеходов. На узких улицах центра с большим количеством общественных заведений чаще нарушаются права пешеходов. Дорожные знаки, в большом количестве развешенные на прилегающих к центру улочках из-за недостатка свободного места, чаще уходят из поля видимости водителя – перекрываются рекламой, фонарными столбами и зелеными насаждениями. Спальные многоэтажные окраины генерируют тысячи автомобилистов, большинству из которых приходится добираться до мест учебы, работы по нескольким перегруженным дорогам.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Набережные Челны в каком-то смысле город, лежащий на противоположной стороне от точки градостроительного баланса. Один из последних городов, спроектированных с нуля в СССР силами Института экспериментального проектирования (ЦНИИЭП-жилища).

Создатели города вместе с ведущими архитекторами и урбанистами своего времени безусловно романтизировали машину и переоценивали ее роль в жизни советской семьи. Город, построенный в 70-е, 80-е годы XX-века параллельно с Тольятти просто пропитан любовью к автомобилям.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Отсутствие четкого центра, разорванность города на острова комплексов, удаленность социальных объектов, дефицит общественных пространств, однообразность и диспропорциональность объектов инфраструктуры, отсутствие городских улиц в европейском понимании этого слова – плата за широкие, прямые и комфортные дороги. Город, занятый выпуском больших машин, ставит автомобиль на первое место на своих широких проспектах. Мало кто знает, но Челны вообще изначально задумывались как населенный пункт с двухуровневым контуром автомобилизации.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Дополняет картину тотальной автомобилизации трасса М-7 «Волга», проходящая посередине Набережных Челнов и наполняющая населенный пункт транзитным трафиком.

В городе на Каме сложно жить без автомобиля. В доступности для пешехода куцый набор магазинов, заведений общественного питания и рекреационных зон. Проектировщики старались наделить каждый изолированный комплекс стандартным набором социальных объектов. Однако, в современную экономическую модель эта утопическая концепция не влезет. Совершить пешую прогулку в соседние микрорайоны существенно сложнее чем в большинстве российских городов.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Только переход с одной стороны дороги на другую в некоторых случаях может занять до 5-7 минут. Такое положение вещей подталкивает к приобретению автомобилей даже автоскептиков. Растущее число автомобилистов выступает за расширение дорог и увеличение числа парковок. От этого еще большая разорванность и пешая недоступность инфраструктуры опять увеличивает количество автолюбителей и порочный круг замыкается. Ежегодно город с населением в 550 000 человек поглощает 3000-6000 новых автомобилей.

Исследование: автомобилизм в Казани и Набережных Челнах – сходство и различия

Разрубить узел урбанистических проблем могли бы жесткие меры по отношению к нарушителям правил парковки, вкупе с развитием трамвая – дешевого, скоростного, экологичного и вместительного вида транспорта, передвигающегося по выделенным путям. Тем более, что город имеет одну из самых интересных и современных на момент создания трамвайных сетей, однако будущего этого вида транспорта и борьбы со стихийными парковками нет в повестке дня.

В рамках урбанистических концепций последних 10-15 лет Набережные Челны имеют кардинально неправильную улично-дорожную сеть. Но именно она судя по всему играет в пользу безопасности и законопослушности автомобилистов. На широких улицах водители реже совершают экстренные перестроения, в городе почти нет левых поворотов, перекрестки хорошо просматриваются с большого расстояния, стоп-линии на них отодвинуты от перпендикулярных дорог, ширина улиц позволяет высаживать растения не в ущерб дорожным знакам, нерегулируемые пешеходные переходы хорошо просматриваются издалека.

Краткая урбанистическая справка по Казани

Казань старый по европейским меркам город с классической для старых городов радиальной планировочной схемой застройки улиц. По такой же схеме отстраивалось 70% городов Европы.

В центре города, построенного по радиальной схеме, находится кремль, замок, главная площадь, наиболее значимое культурно-историческое место. От центра радиального города лучами в разные стороны тянутся дороги. Схема такого города плохо подходит для передвижения на личном транспорте. Сказывается небольшое количество вариантов объезда пробок, преобладание транзитных маршрутов через центр, узкие дороги, проложенные между исторических зданий.

Главный плюс такой планировочной схемы — общедоступность центра в современных российских условиях, приводит к перегруженности исторической территории офисными зданиями и развлекательными заведениями. Это отливается в маятниковую миграцию автомобилистов, при которой много людей и машин утром стремятся попасть в центр, а вечером из него выбраться.

Нормализовать транспортную ситуацию в историческом радиальном, радиально-кольцевом городе может либо полная перестройка центра города с потерей культурно-исторического массива зданий, либо жесткая политика в отношении автомобилистов, увязанная с развитием общественного транспорта.

Серьезный плюс Казани, в сравнении с похожими радиальными городами, в наличии окружной дороги, защищающей жителей от транзитного грузового транспорта.

Краткая урбанистическая справка по Набережным Челнам

Набережные Челны крупный по российским меркам город. Сейчас население города составляет 550 000 человек. Однако, во всей Набережночелнинской агломерации проживает более 1 млн. людей. Высокий уровень жизни и рабочие места привлекают в город трудовые ресурсы из всех ближайших населенных пунктов. На расстоянии 10 километров от Набережных Челнов расположилась Елабуга с населением под 100 000 человек, в 15 километрах Нижнекамск 250 000 человек, с которым город «КАМАЗов» делит общий аэропорт.

Традиционно склонность к приезду на заработки в Набережные челны имеют жители Мензелинска, Заинска и Менделеевска. Эти люди не учтены в официальной статистике, но реально присутствуют в городе, влияя на развитие его транспортных институтов. Но даже без учета перемещающихся граждан, город Набережные Челны сопоставим по населению с Иркутском, Хабаровском, Владивостоком, Рязанью или Астраханью. Набережные Челны один из самых крупнейших городов России, не обладающих статусом административного центра региона.

Уникальность города связана в первую очередь с соотношением его размеров и возраста. Вместе с Тольятти Набережные челны являются последними крупными городами, спроектированными фактически с нуля советскими градостроителями. До начала строительства Нижнекамской ГЭС и КАМАЗа в этой местности проживало всего около 40 000 человек.

Создавая город в 70-х, архитекторы вольно или невольно были вынуждены обращать внимание на лучший мировой опыт в создании новых городов принадлежащий США. Именно в этом стоит искать причины создания в Челнах линейно полосной планировки, широких проспектов с дублерами, и многоуровневости.

Методика исследования

Комплексное исследование по группе тем проводилось на протяжении четырех недель в период с 11 сентября 2017 года по 9 октября 2017 года, при участии трех рабочих и одной контрольной группы исследователей.

Переменными условиями выступали рабочие и выходные дни, время суток, территориальная привязка к административным районам Набережных Челнов (Автозаводской, Центральный, Комсомольский). Работа исследовательских групп затрагивала территорию города Набережные Челны, обособленную административными границами.

Исследование базируется на количественных социологических методиках. Комплексная работа предполагает живую (полевую) работу групп исследователей, выявляющих и регистрирующих те ли иные явления, связанные с областью изучения. Собранные данные подвергаются проверке на значимость и достоверность, обрабатываются при помощи математических методов.

Остались вопросы?
За дополнительной информацией обращайтесь:
Заказать исследование
Мы с вами свяжемся в течение рабочего дня
Полноценное социологическое/маркетологическое исследование от 99 000 ₽
8 800 777-50-16