Исследования вокруг автомобильной тематики возвращаются! «ПромРейтинг» публикует результаты многомесячной работы по исследованию отвлекающих факторов, оказывающих воздействие на казанских водителей. Рейтинг, инфографика, фотографии и неожиданные открытия. Что «раздражает» казанцев за рулем? У нас есть обоснованные ответы!
Что и зачем мы делали?
Главная цель работы команды «ПромРейтинга» в рамках конкретного исследования — выявить и ранжировать факторы, отвлекающие казанских водителей от управления автомобилем в черте города.
Для этого мы:
- Составили широкий перечень описываемых в сторонних исследованиях возможных отвлекающих факторов.
- На основе перечня вероятных отвлекающих факторов составили анкету-опросник, содержащий поле для собственных вариантов ответов респондентов.
- Провели полевой опрос водителей Казани.
- На основе результатов опроса составили еще две анкеты-опросника, выделив в них в них по десять внешних и внутренних отвлекающих факторов.
- Еще раз «побеспокоили» водителей города, попросив отдельно ранжировать внутренние и внешние факторы.
- Из полученного перечня выделили три наиболее популярных ответа в анкете «внешние отвлекающие факторы» и изучили их при помощи исследовательского метода наблюдения (нестандартизированная шкальная карта наблюдений).
- Дополнили результаты опросов результатами наблюдений. На основе полученной информации составили инфографику.
Предельно упрощая описание проведенной работы, заметим, что мы сначала внимательно расспросили казанских водителей о том, что их отвлекает от процесса управления транспортным средством, а затем пронаблюдали, в каких случаях и какую часть водителей выделенные в опросах внешние факторы заставляют выраженно переключать внимание.
ДТП как отвлекающий фактор водителей
Наиболее неожиданным для команды «ПромРейтинг» открытием, сделанным в ходе исследования, стал фактор ДТП. Удивление стало нарастать на этапе обработки анкет. Водители Казани «из листа в лист» выбирали аварии как наиболее отвлекающее обстоятельство на дороге.
Из-за расплывчатой формулировки в опроснике сложилось ощущение, что респонденты неправильно понимали смысл вопроса, путали причину со следствием и называли дорожное происшествие отвлекающим фактором, подразумевая, что отвлекаясь на что-либо попадали или могли попасть в подобную неприятность.
Именно неразбериха с ДТП вынудила команду не останавливаться на одних только опросах, а пойти дальше и самим пронаблюдать поведение людей за рулем в непосредственной близости от ДТП.
Ошибки быть не может! Массовый автомобилист не только выражено и часто крутит головой, наблюдая за последствиями автомобильных аварий, но и притормаживает около раскуроченных машин. Эффект особенно заметен на мосту «Миллениум» — здесь ДТП с одной стороны дороги заметно снижает скорость трафика на другой стороне. Будете там проезжать — обратите внимание!
Помимо того, что в сторону ДТП направляют взгляд большинство водителей, настораживает и продолжительность расфокусировки внимания на 3-4 секунды. За это время автомобиль «вслепую» проезжает в среднем 40-50 метров.
Яркий рекламный билборд как отвлекающий фактор
Если к статичным рекламным конструкциям, установленным вдоль дорог за капиталистические 30 лет водители стали привыкать, то динамические яркие светодиодные панели, относительно недавно появившиеся в Казани, вызывают негодование у автолюбителей. Оценки людей дополняются исследованием поведения водителей. Особенного упоминания здесь заслуживает темное время суток, когда за счет сочетания контрастных цветов, яркости и динамики смены изображений LED-билборды отчетливо привлекают внимание почти каждого седьмого водителя. Впрочем, такое положение вещей не новость — о привлекательности электронных уличных рекламных носителей говорят надписи из разряда «На нас смотрит каждый 6-й казанский автомобилист!».
Выходит, парадоксальная ситуация: государство вместе с автопроизводителями пытается минимизировать любые отвлекающие факторы для водителя — дело доходит до ограничений настроек навигации и музыки в движении автомобиля. При этом, параллельно действуют силы, предпринимающие максимум усилий для переноса внимания автомобилиста на посторонние предметы — предметы и конструкции, которые в ряде ситуаций не отличимы от сигналов светофора и символов на дорожных знаках. Об этом чуть позже.
Анализ публикаций в СМИ по теме показывает, что о проблеме знают федеральные чиновники и в настоящее время разворачивается борьба вокруг ГОСТов, «отодвигающих» рекламные щиты от дорог.
Ужесточение правил для наружной рекламы лоббирует МВД. Противодействие большому числу ярких щитов входит в доктрину ГИБДД по снижению аварийности на дорогах до 2024 года.
Новогодние украшения города как отвлекающий фактор водителей
С новогодней иллюминацией все примерно так же, как и с яркой рекламой. Разве что отвлекаемость заметнее поляризуется. В короткий световой день гирлянды и переливающиеся огнями арки никто не замечает (часть иллюминации вообще отключена днем), зато с приходом темноты глаза водителей дают себе волю, и в наиболее украшенных локациях Казани на «новогодней красоте» фокусируются взгляды большинства проезжающих водителей.
Удручающую ситуацию отчасти могут нивелировать новогодние каникулы. В новогодние дни в городе, как правило, снижается интенсивность движения.
Послесловие.
Светофоры со светящимися столбами как «НЕотвлекающий» фактор водителей
В завершении материала хотелось бы обратить внимание как журналиста, так и рядового читателя на две интересные с нашей точки зрения вещи.
Вещь первая:
В Казани на пресечении улиц Кремлевской и Астрономической внедрили светофор со светящейся опорой. Новый подвид светофоров активно завоевывает страну. Идея в том, что помимо непосредственно светофора в новых устройствах, регулирующих потоки людей и машин на перекрестках, подсвечиваются опоры и штанги. Горит зеленый свет — столб светофора тоже зеленый. Свет светофора меняется на красный — в красный свет окрашивается и опора.
Столбы-светофоры по замыслу инженеров должны быть лучше различимы в непогоду с дальнего расстояния.
Проблема для водителя из крупного города, взаимодействующего с новым типом светофоров, может исходить из так называемого негативного научения.
Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма.
Другими словами, Казань, как и любой другой крупный город, переполнена разноцветными полосками, в том числе красного и зеленого цвета. Автомобилисты давно «выработали слепоту» к подобным раздражителям. Такой опыт может быть переложен и на новую светофорную ситуацию.
Вещь вторая:
В начале текста мы обещали вернуться к теме смешения информации дорожных знаков и светофоров с элементами рекламы. Особняком здесь стоят выступающие за пределы зданий «крестики» аптечных сетей, часто имеющие зеленую раскраску и прерывистую подсветку. Беглый взгляд показывает, что в Казани существенное количество перекрестков, на которых светофоры и вывески аптек находятся в одной плоскости.
В рамках текущего исследования мы не изучали вопросы, связанные с «крестовками» аптек. Это скорее пища для размышления и повод для будущих изысканий.
Чтение о безопасности как отвлекающий фактор водителей
Итоги материала об отвлекаемости водителей Казани на посторонние, не связанные с безопасным управлением автомобилем вещи, были бы не полными без слов о табличках ГИБДД с призывами пристегивать детей, записываться в полки ДПС и прочим остальным.
Ни одному из сотрудников Аналитического агентства «ПромРейтинг» не удалось прочитать вдохновляющую на безопасное вождение надпись с первого раза быстрее чем за 4,5 секунды. К слову, за это время автомобиль на скорости 40 км/ч проезжает 50 метров!!!