Мы используем cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями и принципами их обработки

Исследование: казанцы опасаются беспилотного метро

КАЗАНЬ 22 октября 2020 г. Исследовательское агентство «ПромРейтинг» представляет данные методологического опроса казанцев по теме внедрения беспилотной (автоматической) системы управления подвижным составом метро.

Планы по частичному отказу от машинистов и переходу некоторых поездов казанского метро на беспилотный режим работы на уровне руководства Татарстана и города Казани публично обсуждались в августе и октябре текущего года.

В конце лета по теме беспилотного метро в Казани была создана рабочая группа, состоящая из представителей Минтранса Татарстана, МУП «Метроэлектротранс», исполкома Казани и сотрудников научно-производственной компании, имеющей компетенции в области беспилотного рельсового транспорта.

В большинстве тестовых городов технологии беспилотного метро первые годы функционирования машинисты присутствовали в кабинах управления поезда лишь для того, чтобы вселять уверенность в пассажиров. Изо дня в день, из месяца в месяц сотрудники подземки приходили на рабочее место, садились в кресло и просто катались весь рабочий день, ничем не управляя и ничего не контролируя. Такая мера позволила пассажирам привыкнуть к технологии, а властям – убедиться в ее полной безопасности и безотказности.ИА ПромРейтинг

Крупные федеральные СМИ  называют и сроки экспериментального запуска первых в России беспилотных поездов в казанской подземке – следующий, 2021, год.

 

 

1. Многие казанцы не слышали про беспилотные поезда метро
На фоне развернувшейся общественной дискуссии о целесообразности замены машинистов «искусственным интеллектом» специалисты исследовательского агентства «ПромРейтинг» провели методологический телефонный опрос, чтобы выяснить превалирующую в обществе точку зрения по теме беспилотного транспорта под Казанью.

 

Результаты исследования

Люди не знают про беспилотное метро
Люди поддерживают метро без водителя
Люди не доверяют роботам

 

 

 

Пояснение результатов

 

  1. Многие казанцы не слышали про беспилотные поезда метро

О планах внедрения в казанском метрополитене беспилотных поездов, исходя из данных проведенного опроса, знают чуть более трети казанцев (33,7%), еще чуть больше семи процентов респондентов затруднились с ответом на поставленный вопрос (7,4%). Категорично о своей неосведомленности по вопросу «беспилотной подземки» сообщили 58,9% опрошенных.

 

  1. Поддержка беспилотной подземки со стороны горожан почти равна ее отрицанию

На прямой вопрос об одобрении появления в казанском метрополитене автоматической системы управления поездами утвердительно ответили 38,6% опрошенных, отрицательно воспринимают возможную инновацию 28,2% респондентов. Еще 33,2% не смогли сформулировать своей позиции и затруднились с ответом.

 

  1. Казанцы доверяют настоящим машинистам больше, чем искусственным

При выборе между живым человеком в кабине подземного поезда и умной компьютерной системой, анализирующей информацию о движении через датчики, казанцы консервативно склоняются к проверенному временем машинисту (48,4%). Впрочем, и здесь почти половина горожан не смогла определиться с выбором (41,1%). О своем доверии к электронике, управляющей поездом, уверенно заявили лишь 10,5% казанцев.

 

Информационная справка для СМИ

 

Могут ли казанские поезда быстро стать беспилотными?

 

Теоретически да. Судя по заявлению производителя подвижного состава, представленного в казанском метро, технологии для беспилотного рельсового транспорта существуют и не представляют серьезной проблемы на этапе внедрения. Есть даже профессиональный сленговый термин «беспилотить», обозначающий переход стандартного поезда под управление робота путем некоторых технических доработок.

Современные поезда метро изначально подразумевают внедрение умных технологий еще на этапе проектирования и производства. Для физического запуска тестовых беспилотных поездок нужно, исходя из информации открытых источников, достаточно дооснастить линии и поезда дополнительным оборудованием, а также решить административные вопросы.

 

Что такое беспилотный поезд метро?

 

Существуют несколько классов «беспилотности», или «самовождения», поездов подземки. Первый класс автоматизации позволяет живому машинисту получать подсказки электронной системы, а также останавливаться на платформах и догонять расписание в автоматическом режиме.

Второй класс предусматривает вмешательство человека только во внештатной ситуации и в качестве диспетчера процесса открытия и закрытия дверей.

И только третий класс вообще не связан с каким бы то ни было присутствием человека-профессионала на борту поезда.

Какая модель беспилотности будет применена в Казани, пока неизвестно.

Для устранения психологического дискомфорта в некоторых метрополитенах городов мира человека оставляют в кресле машиниста в качестве статиста. Людям приятно думать, что в критической ситуации профессионал возьмет ситуацию под свой контроль.

Подземка стала опорной площадкой для отработки беспилотных технологий из-за своих особых тепличных условий. В отличие от автомобильных дорог и даже трамвайных путей тоннели метро лишены каких бы то не было помех (людей, машин, животных, мусора) и отчасти напоминают горизонтальные шахты лифтов, которыми люди уже почти научились пользоваться без страха.

Главная сложность при разработке автоматического поезда заключается во взаимоотношении с людьми на платформах, при входе и выходе пассажиров. Функцию открывания и закрывания дверей администраторы метрополитенов до последнего стараются оставлять за человеком.

 

 

В мире или Москве существуют беспилотные метрополитены?

 

В мире тема железнодорожного транспорта, управляемого автоматикой, начала звучать с конца 1940-х годов. К началу 60-х на Западе появились тестовые участки путей, на которых в режиме эксперимента курсировали поезда без машиниста. Автоматические линии даже соединяли небольшие городки, но дальше эксперимента тогда дело не пошло.

Вопрос беспилотного транспорта под Казанью

Макет концептуально нового автоматического поезда Трансмашхолдинга для метро Санкт-Петербурга

Беспилотные технологии пришли в метро в конце 80-х и активно применяются сейчас в нескольких десятках городов мира. Впервые технология на «живых пассажирах» была опробована в Париже аж в 1989 году. Позже к столице Франции присоединились города Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии и других стран.

Прослеживается тенденция: чем младше метрополитен, тем проще его автоматизировать. Так, наиболее технологичным и во многих смыслах примерным беспилотным метрополитеном является подземка в Дубае. Здесь любители технологических новинок даже могут купить специальный «золотой билет», позволяющий пассажиру находиться в первом вагоне и наблюдать дорогу, простирающуюся перед поездом. Автоматический состав лишен кабины как таковой, а на кончике поезда устроено панорамное остекление.

Из относительно близких к России по духу стран, в которых функционирует беспилотное метро, можно выделить венгерский Будапешт, закупающий большую часть подвижного состава в России. На момент написания материала в Будапеште автоматом пилотируются поезда лишь на одной линии метро.

В Москве беспилотного метро нет и судя по всему не будет еще несколько лет. Главная проблема при автоматизации подземки столицы России – в безопасном поддержании крошечных интервалов движения поездов.

Московское метро самое загруженное в Европе и одно из самых загруженных в мире. Интервалы движения между поездами составляют 90 секунд. По словам московских чиновников, в настоящее время на мировом рынке нет технологий, способных гарантированно безопасно поддерживать такой темп работы.

Интервал движения в метрополитене Казани, судя по информации из официальных источников, сегодня составляет от 8 до 14 минут, что теоретически дает возможность роботам безопасно спуститься под город.

 

Что мешает городам мира и России развивать беспилотный метрополитен?

 

  1. Вопросы законодательного регулирования
  2. Отсутствие инфраструктуры
  3. Необоснованные финансовые издержки
  4. Страх пассажиров
  5. Риски негативного влияния на рынок труда
  6. Технологические проблемы
  7. Человеческий фактор на путях

 

В чем плюсы беспилотного метро?

 

Беспилотное метро лишено человеческого фактора и в правильно настроенной системе, с дублированием систем безопасности, может долго монотонно и одинаково качественно выполнять свои функции. Автоматика не устает, не отвлекается, не меняет настроения и не реагирует на внешние раздражители. На практике поезда метро ходят как часы – по своей сути часами и являясь. Беспилотные поезда способны очень точно останавливаться на станциях, филигранно выдерживать расстояние от других составов, а вся система точно реагирует на изменяющиеся параметры загрузки метрополитена.

 

Методика исследования

 

Опрос по теме «Восприятие планов властей по внедрению в метрополитене г. Казани автоматизированных комплексов управления движением подвижного состава» проводился телефонным методом, при помощи технологии Robotic complex of telephone surveys (RCTS). Размер случайной выборки, репрезентативной по полу и возрасту, – 500 респондентов из г. Казани. Величина статистической ошибки выборки составляет 4,4%. Дата проведения опроса – 17-20 октября 2020 года.

 

Остались вопросы?
За дополнительной информацией обращайтесь:
Заказать исследование
Мы с вами свяжемся в течение рабочего дня
Полноценное социологическое/маркетологическое исследование от 99 000 ₽
8 800 777-50-16