Ко дню студента АА «ПромРейтинг» сфокусировало свое внимание на учащихся казанских вузов. Кто эти люди? Чем и как они живут? Какими доходами располагают и на что их тратят? Желания? Возможности? Анализ отличительных особенностей и признаков позволил собрать социальный портрет студента Казани и отразить сухие показатели в яркой инфографике.
О методике
Команда аналитического агентства «ПромРейтинг» продолжает внедрение онлайн-инструментов получения, обработки и анализа социологической информации. Первый пробный шар был выкачен накануне наступления Нового года. Познакомиться с результатами этого исследования можно по ссылке.
Для скептиков, знакомых с онлайн-опросами на уровне опросов в группах в социальных сетях, заметим, что используемая нами методика подразумевает работу с репрезентативной выборкой, сложной формой анкеты-опросника, содержащей контрольные вопросы, защищающие итоговое исследование от искажения результатов. Формулировки вопросов и их последовательность прорабатываются профессиональными социологами. Площадкой для размещения анкеты является крупнейший в мире сервис онлайн-опросов, а элементами канализации опрашиваемых студентов выступают четыре наиболее популярные в РФ социальные сети.
Дополнительным подтверждением качества проделываемой работы для нас самих явилось сравнение результатов «новогоднего исследования» с цифрами, полученными в похожих опросах крупнейших российских исследовательских организаций: Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Расхождение в результатах не превышало 3-5%, которые можно списать на различие подходов к сбору данных.
О полученном портрете студента
Получившийся собирательный образ студента Казани одновременно пугает, настораживает и вдохновляет. Начнем с того, что усредненный учащийся, обладающий наиболее ярко выраженными чертами казанского студенчества, экстремально беден. Месячный бюджет молодого учащегося составляет менее 10 000 рублей. Это чуть меньше, чем прожиточный минимум как по региону, так и по России на 2019 год.
Приоритетной статьей расходов для нашего усредненного студента является еда. Подавляющее большинство студентов тратит на питание в обед до 150 р. При этом около четверти учащихся вузов города пытаются уложиться в 100 р. Судя по результатам исследования, в Казани в полной мере реализуется принцип «студент должен быть голодным». Такое положение вещей хорошо сходится с отсутствием стабильных и удобных источников дохода, оторванностью от семьи (усредненный студент приехал на учебу в Казань, а не коренной горожанин) и загруженностью основным видом деятельности – учебой. Активно совмещать учебу с работой студенты в Казани начинают на старших курсах, и даже в этом случае процент работающих студентов сильно уступает неработающим.
Домом усредненный студент может назвать съемное жилье – часть съемной квартиры или часть комнаты в общежитии. Отмечается перетекание одной формы жилья в другую с повышением курса учащегося. Всего около трети студентов проживают с родителями, а каждый десятый опрошенный похвастался наличием собственной жилплощади.
Основным видом транспорта для студента Казани прогнозируемо оказался автобус. Он выступает базовым видом транспорта для 59,7% казанских студентов. На втором месте метро (9,7%), третье место примерно в равных долях делят трамвай, личное авто и такси (14,8% на троих). Так же 15 ,7% казанских студентов добираются до вуза пешком. Это либо очень состоятельные молодые люди, живущие в центре города или же рядом с ВУЗом, либо студенты, проживающие в общежитиях, сюда же вошли учащиеся, вынужденные попросту экономить на общественном транспорте. Дорога от места проживания до места учебы для усредненного студента занимает от 30 до 45 минут.
При всей сложности финансового положения, собирательный казанский студент удовлетворен своим положением и считает решение поступать в один из вузов Казани правильным. С повышением курса, средний студент все меньше задумывается о материальных трудностях и все больше рассматривает свои перспективы на успешную карьеру. С четвертого по пятый курс среди ответов на вопрос о приоритетах государства в области высшего образования, начинают преобладать варианты «На вопрос трудоустройства выпускников вузов», «На повышение качества и конкурентоспособности образования» и «На материально-техническое переоснащение вузов». Любопытно, что для всего студенчества Казани, темы, связанные с безопасностью и коррупцией в учебных заведениях, практически не имеют значимости. Эти факторы отмечают первостепенными лишь 1,2 и 4,7 процентов респондентов.
Собирательный социальный портрет студента крупных казанских вузов
Для представителей СМИ может быть особо любопытна информация о социальных портретах студентов отдельных крупных государственных вузов. В расчет берутся выраженные качества студентов, выявленные через опросы.
- Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Студент переехал в Казань. Живет в общежитии. Решение поступать в ВУЗ считает правильным. Не совмещает учебу и работу. Доход менее 10 тысяч рублей в месяц. Дополнительные средства пустил бы на качественное питание, потом на транспорт. Ездит на учебу на автобусе, редко — метро. Дорога занимает 30-45 минут. Считает важнейшими транспортные проблемы.
- Казанский государственный энергетический университет: Студент переехал в Казань. Снимает квартиру. Решение поступать в ВУЗ считает правильным. Почти каждый второй совмещает учебу и работу. Доход менее 10 тысяч рублей в месяц. Дополнительные средства пустил бы на качественное питание, а потом на культуру и развлечения. На учебу добирается пешком и на автобусе. Дорога занимает 10-15 минут. Считает важнейшими вопросы трудоустройства после завершения учебы.
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет: Студент переехал в Казань, но процент казанцев также большой. Живет с родителями. Решение поступать в ВУЗ считает скорее правильным, чем не правильным (колебания). Не совмещает учебу и работу. Доход менее 10 тысяч рублей в месяц. Дополнительные средства пустил бы на качественное питание, а потом на транспорт. На учебу добирается на автобусе, чуть реже — пешком. Дорога занимает менее 30 минут. Считает важнейшими вопросы трудоустройства после завершения учебы.
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ: Студент переехал в Казань, но процент Казанцев также большой. Живет с родителями, либо в общежитии. Решение поступать в ВУЗ считает скорее правильным, чем неправильным (колебания). Почти каждый второй совмещает учебу и работу. Доход менее 10 тысяч рублей в месяц. Дополнительные средства пустил бы на качественное питание, а потом на транспорт. Ездит на учебу на автобусе, очень редко — пешком, еще реже — метро. Дорога занимает 30-45 минут. Считает важнейшими вопросы трудоустройства после завершения учебы.
- Казанский национальный исследовательский технологический университет: Студент переехал в Казань. Снимает квартиру. Решение поступать в ВУЗ считает правильным. Почти каждый второй совмещает учебу и работу. Доход менее 10 тысяч рублей в месяц. Дополнительные средства пустил бы на качественное питание, а потом на транспорт. Ездит на учебу на автобусе, очень редко — пешком, еще реже — метро. Дорога занимает 30-45 минут. Считает важнейшими вопросы трудоустройства после завершения учебы.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет: Студент переехал в Казань. Живет в общежитии. Свое решение поступать оценивает скорее правильным, чем неправильным (колебания). Не совмещает работу и учебу. Доход менее 10 тысяч рублей в месяц. Обед стоит до 150 рублей. Дополнительные средства пустил бы на качественное питание, а потом на культуру и развлечения. Ездит на автобусе, изредка на метро. Дорога занимает минимум 30 минут. Трудоустройство считает важнейшей проблемой.
Транспортный аспект
Опрос мнения представителей социальной группы «студенты Казани», проводился специалистами АА «ПромРейтинг» в период с 22.01.2019 по 28.01.2019 года и не в полной мере отражает реакцию студенчества на повышение стоимости проезда и отмену определенных видов проездных билетов. Студенты, принявшие участие в опросах, не имели возможности физически прочувствовать повышение стоимости оплаты проезда в общественном транспорте и увеличение цены проездных билетов.
Заметим, в ходе исследования удалось выявить и очертить группу студентов, для которых статья личного бюджета «транспортные расходы» является критически важной частью бюджета. Это студенты, имеющие минимальные финансовые поступления в виде стипендий и родительских переводов.
Представители данной категории студентов внимательно отслеживают свои ежедневные расходы. В их структуре трат не поддаются выделению направления помимо питания и транспорта.