Мы попытались оценить сезонные изменения в воспринимаемости дорожных знаков, всесторонне подойти к анализу структурно-организационных проблем, сопутствующих установке и обслуживанию знаков дорожного движения, сравнить нюансы присущих летней и зимней «автознаковой» навигации внутри города.
Дополнительный вес работе придают анонсированные в настоящее время инициативы федеральных властей по актуализации системы дорожных знаков, изменению типов и размеров информационных табличек.
Техническая часть
Комплексное исследование по заданной теме проводилось в период с 18 января 2016 года по 10 ноября 2016 года, при участии нескольких рабочих и контрольных групп. Переменными условиями выступали – день недели, время суток, атмосферные осадки, типы автомобильного транспорта. Работа затрагивала территорию города Казани, обособленную административными границами.
Результаты исследования
О результатах исследования красноречивее всего говорит прилагающаяся инфографика. Если зимой из-за различных помех и несоответствия ГОСТам казанские знаки в среднем проблемно считывались каждые 1000 метров (примерно каждый 6-й перекресток), то летом цифры упали до 680 метров (каждый 4-й перекресток). Таким образом, в плане восприятия дорожных знаков, летняя Казань выглядит на 32% хуже зимней.
Основные летние проблемы в считывании знаков автомобилистами связаны с деревьями и кустарниками, обрастающими листвой в теплое время года. Перекрытие дорожных знаков ветками лиственных пород деревьев и кустарников особенно характерно для центральной части Казани и ее окраин. «Средний пояс» города, равноудаленный от центра и окраин, менее всего страдает от сезонных колебаний восприятия знаков. Такие районы из-за архитектурных особенностей, как правило, располагают большим свободным пространством для правильной установки дорожных знаков. Вместе с тем, здесь все еще удовлетворительно работают коммунальные службы.
Календарный фактор, как не трудно догадаться, добавляется к стандартным причинам, осложняющим восприятие дорожных знаков водителями – яркой ночной рекламе, коммунальным коммуникациям, придорожным столбам, припаркованным вдоль дорог грузовикам, некачественным материалам табличек, развернутым знакам, знакам, закрытым другими знаками, или светофорами и прочему.
Дела так плохи, что для того, чтобы найти полностью соответствующий всем нормам и правилам дорожный знак в Казани нужно сильно постараться. Даже базовое «ГОСТовское» требование о стопроцентной читаемости знака со ста метров из любой полосы движения, почти всегда наталкивается на противодействие со стороны городских архитектурно-инфраструктурных особенностей.
Отсутствие системного подхода к организации и поддержанию в надлежащем состоянии организованной сети дорожных знаков влечет за собой самые разные негативные последствия – от повышения нервозности у городских водителей (и особенно автотуристов), до снижения средней скорости передвижения по городу, увеличению числа ДТП и штрафов ГИБДД.
«Неоднозначность» в восприятии дорожных знаков приводит к спорным дорожным ситуациям, проявлению в поведении граждан признаков правового нигилизма. Яркий пример тому — выявленные в Казани, по ходу исследовательской работы, случаи массового проезда автомобилистов под запрещающие дорожные знаки (на фото).
Знак въезд запрещен (в народе — знак «кирпич»), запрещает въезд транспортных средств на дорогу или участок дороги в данном направлении. Ошибочное применение знака было обнаружено на Оренбургском проезде (в районе СК Санкт-Петербург) и на улице Маршала Чуйкова. В двух описанных случаях движение транспорта, несмотря на тем или иным образом появившиеся у дороги запрещающие знаки, не приостановилось! Водители либо не обращали внимания на запрещающие знаки, либо игнорировали их, исходя из собственных представлений о правилах дорожного движения. Данное явление носит повсеместный характер, и во многом обусловлено общей неразберихой с дорожными знаками, в рамках улично-дорожной сети Казани.
О причинах сложившегося положения можно рассуждать долго. Сюда уже традиционно относят и отсутствие должного финансирования, и запутанную административно-бюрократическую машину, в которой дорожными знаками, светофорами, разметкой и контролем за безопасностью на проезжей части в городе занимаются различные, не связанные друг с другом организации, не имеющие координационного центра. Картину дополняет отсутствие общего документа – «Проекта организации дорожного движения» — утвержденного плана-концепции размещения дорожных знаков.
Дорожные знаки в прямом смысле оказались на обочине всеобщей борьбы за безопасность дорожного движения в городе. На фоне ужесточения ответственности автомобилистов даже за мелкие проступки, снижения скорости передвижения в городе, попыток администрации наделить Казань дружественной инфраструктурой, подобный перекос выглядит необъяснимым и существенным изъяном.