На протяжении всей истории автомобилизма в Советском союзе механическая коробка переключения передач не имела альтернатив у автомобилистов. Робкие попытки производства и ввоза машин с АКПП наталкивались на непреодолимые трудности в ремонте и эксплуатации.
Гаражные мастера и рыхлая сеть государственных автосервисов боялись сложных трансмиссий как огня. Смазочные материалы для них практически не производились, да и сама среда применения автотранспорта, предполагающая частые пробуксовки, запуски «с толкача», «катание на галстуке» и прочие подобные развлечения не предполагала никаких новинок между мотором и рукой шофера.
Подобное положение вещей наблюдалось в СССР и первые десятилетия существования Российской Федерации. А вот что случилось дальше, мы и хотели проанализировать в рамках исследования, о котором сейчас пойдет речь.
Автоматный бум
С конца нулевых в крупных городах России наметился устойчивый тренд покупки и эксплуатации автомобилей с различными вариантами «немеханических» коробок передач – классических автоматов, «роботов» и «вариаторов».
В первую очередь «не механику» имели люксовые автомобили различных возрастов и завозимые из Японии «праворульные» автомобили. В Японии почти невозможно встретить машину с МКПП, так что все то, что оттуда к нам приезжало, как правило, было автоматическим. Другим фактором, повлиявшим на популяризацию «автоматов», стал пробочный фактор. Из Москвы до самых до окраин страны стало распространяться мнение, что в пробках на АКПП удобнее. А если учитывать, что города в России в подавляющем числе были не приспособлены под массовую автомобилизацию и погрязли в дорожных заторах, идею АКПП граждане стали рассматривать все чаще.
Тут можно еще поговорить про типы городов, про схожесть менталитета россиян с менталитетом американским или европейским, но мы не будем. Если кому-то понадобится дополнить журналистский текст этой информацией, отпишите нам в почту или просто «погуглите» – информации море.
Что с автоматами в Казани?
Итак, самое интересное. В СССР и 90-е автоматические коробки были невиданной редкостью. В нулевые произошел перелом, по информации на прошлый год, машины с АКПП стали превалировать в продажах на территории РФ. Что же реально происходит на улицах Казани?
Исследовательские группы АА «ПромРейтинг» вышли на улицы и посчитали процент автомобилей казанцев, оборудованных автоматическими коробками передач. Да, в соответствии с планом исследования, люди заглядывали в окно автомобилей и заносили информацию для разных зон Казани в табличку. Нас интересовал тип коробок передач механика или автомат, а также условный класс автомобиля – бюджетный, средний или привилегированный.
Результаты исследования для реального автопарка Казани следующие. На улицах дорогах Казани из числа машин, способных передвигаться, 51,4% автомобилей оборудованы автоматической трансмиссией, 48,6% — старая добрая ручная коробка переключения скоростей. Преобладает автомат у машин средней и высокой ценовой категории – 58 и 92% соответственно. Впрочем, и условно бюджетный класс автомобилей Казани состоит из машин с автоматами примерно на треть, а именно – 27,9%.
Расхождения между официальными цифрами продаж новых автомобилей с различными типами коробок передач и полученными в ходе исследования данными объяснимы инерцией рынка, еще недавно ориентированного исключительно на «механику».
Незначительный размер расхождения этих данных, помимо прочего, свидетельствует о небольшом среднем возрасте казанского автопарка. Город по своему модельному и комплектационному составу автомобилей близок к предложению автосалонов.
Оценка первичного рынка автомобилей РФ
ТОП — 10 продаваемых новых автомобилей в РФ за январь – октябрь 2018 г.
№ | Модель | Бренд | Продано авто |
1 | Vesta | Lada | 86 857 |
2 | Rio | KIA | 82 970 |
3 | Granta | Lada | 80 455 |
4 | Solaris | Hyundai | 55 716 |
5 | Creta | Hyundai | 55 539 |
6 | Polo | VW | 48 147 |
7 | Largus | Lada | 36 109 |
8 | Duster | Renault | 35 520 |
9 | Rapid | ŠKODA | 29 052 |
10 | XRAY | Lada | 29 006 |
Красным цветом отмечены модели авто, имеющие преимущественно АКПП, зеленым — ручную коробку передач.
Результаты исследования
Распределение легкового некоммерческого автотранспорта Казани по типу коробок передач в автомобильных классах в реальном автопарке.
Класс автомобиля | Процент от всего автопарка | Из них: | |
Количество автомобилей с АККП в классе, % | Количество автомобилей с ручной коробкой передач в классе , % | ||
Бюджетный | 42,4 | 27,9 | 72,1 |
Средний | 47,9 | 58,0 | 42,0 |
Люкс | 9,7 | 7,1 | 92,9 |
- Почти каждая десятая машина реального автопарка Казани — бюджетная с АКПП
- Машина класса люкса на ручной коробке — редкое исключение, таких машин меньше процента из всего автопарка
- Большая часть реального автопарка машина среднего класса на АКПП и бюджетная на ручной коробке (27,8 и 30,6 процентов соответственно)
Методика исследования
Комплексное исследование проводилось на протяжении 12 недель в период с 20 августа 2018 года по 20 ноября 2018 года.
Переменными условиями выступали рабочие и выходные дни, время дня, районы Казани, типы коробки передач, класс автомобиля.
Работа предполагает живое (полевое) задействование групп исследователей, регистрирующих те ли иные явления, связанные с областью изучения.