В классических исследованиях по факторам, препятствующим водительской концентрации, часто фигурируют сигареты, неисправности транспортного средства, выпас скота и т, д. Но время идет и вносит в этот перечень свои коррективы.
Изучение целого комплекса отвлекающих факторов развилось из попытки оценить влияние одного единственного – зимнего, предновогоднего украшения улиц (иллюминации). Позже исследовательская группа АА «ПромРейтинг» пошла дальше, расширяя угол зрения на проблему и пытаясь собрать в один список базовые факторы, мешающие автомобилистам сконцентрироваться на выполнении главной задачи – управлении автомобилем.
Техническая часть
Работа по теме проводилось в период 1 декабря 2016 года по 10 явная 2017 года. Упор в данном конкретном случае делался на опросник, содержащий более тридцати подобранных вопросов.
Цель работы – на основе сбора и обработки информации, определенной условиями исследования, выявить и ранжировать факторы, наибольшим образом влияющие на перенос внимания водителя от мониторинга дорожной обстановки к второстепенным процессам.
Результаты исследования
Электроника
Наиболее явным трендом последнего десятилетия, влияющим на отвлекаемость водителей от управления транспортным средством, является использование различной портативной и автономной электроники (гаджетов).
Электроника отвлекала водителей с момента изобретения автомобиля, но еще никогда «пилот» не погружался в нее с таким рвением. Тут можно заметить, что гаджеты и прочие IT-устройства атакуют автомобилистов сразу с нескольких сторон. Первую сторону представляют внешние приборы — смартфоны и прочие носимые смарт-часы, планшеты, браслеты-трекеры. Подключение карманной электроники к телефонии, а потом и сети Интернет, превратило этот класс устройств если не в «маленьких убийц», то уж точно в источник «больших проблем».
Косвенно укоренению негативных трендов способствует само общество, не принимающее пауз в процессе социально-электронных коммуникаций. Все реже и реже факт нахождения за рулем автомобиля является поводом для прекращения переписки в мессенджерах или пауз в телефонных переговорах.
Более того – мир постоянной сетевой доступности на сегодняшний момент размыл суть понятия рабочего времени. Давно забыт трудовой кодекс, по которому нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если человек в сети, ему смело можно писать, просить совершить манипуляции с документами, внести правки в отчеты и загружать любой другой деятельностью. В крупных городах с большими автомобильными перегонами и пробками при таких вводных совмещение управления автомобилем с работой в электронных устройствах практически неизбежно.
Масла в огонь подливают и сами автоконцерны, предоставляющие условия для зарядки гаджетов, а часто и встраивающие их в медиа-систему самого автомобиля. Выбор музыкальных произведений и порядка их воспроизведения в сложной аудио-системе, работа с контентом на больших экранах, управление настройками микроклимата и режимами работы подвески, нагружают нервную систему водителя, заставляя ее колебаться в своих приоритетах.
Не будем забывать и про различные дезориентирующие свето-звуковые сигналы, агрессивно приглашающие водителя принять участие в работе второстепенных систем. Пример с «будильником», срабатывающим в дорогих японских машинах в ответ на снижение давления в запасном колесе сюда подходит как нельзя лучше. Случайные сочетания различных видов сигналов в совокупности со сложной дорожной обстановкой — идеальная основа для развития неврозов. Моментальный же эффект может выразиться в неспособности адекватно отреагировать на стремительно развивающуюся предаварийную ситуацию. Известны случаи, когда водители машинально вступали во взаимодействие с электронными устройствами, лишая себя драгоценных секунд для ухода от ДТП.
Личная неподготовленность к управлению транспортным средством
Следующим после гаджетов фактором, серьезно осложняющим адекватное реагирование на дорожную действительность, является личная неспособность человека давать оценки состоянию собственного организма.
По фильмам все мы прекрасно представляем, как протекает процесс подготовки к полету пилотов гражданских авиакомпаний. Врачебные осмотры, контроль питания, несколько этапов независимых друг от друга освидетельствований. Меры резонны, от состояния экипажа напрямую зависят жизни пассажиров.
Общая система ценностей в области автомобилизма примерно такая же – есть водитель, есть пассажиры, доверившие ему свою жизнь, есть случайные люди на остановках и в соседних транспортных средствах, однако никакого серьезного контроля за состоянием организмов «дорожных пилотов» не существует. Максимум, на что может рассчитывать добропорядочный пассажир, это сумбурная проверка на состояние опьянения водителя и его личная адекватность.
Это притом, что противопоказаний для вождения автомобиля гигантское количество. И снова эти проблемы больше социального плана. Даже если автомобилист не выспался, чувствует себя плохо, ощущает головокружение или тошноту, ему вряд ли придет в голову отказаться от поездки. Так поступать просто не принято. Наоборот, хорошим тоном считается съездить к врачу за рулем собственного автомобиля. То есть состояние, непригодное для сидения в офисе, не ограничивает человека от управления средством повышенной опасности. Сбои в работе организма, начиная от приступов усталости, головной боли и тошноты, кончая различными дисфункциями – мощнейший фактор, отвлекающий человека от дорожной обстановки.
Ребенок/пассажиры
Социальное напряжение за пределами автомобиля, соприкасающееся с водителем только через электронные гаджеты, важный отвлекающий фактор. Но, в конце концов, смартфон можно выключить, сославшись на севший аккумулятор. Так же быстро и просто решить вопрос с капризничающим ребенком у водителя вряд ли получится.
Автомобилисты, познавшие радость отцовства или материнства, прекрасно понимают, о чем идет речь. Неплохо информированы в вопросе и таксисты, чьи транспортные средства оборудованы детскими креслами.
Наиболее сложная ситуация складывается у водителей, вынужденных перемещаться с маленьким детьми без помощи третьих лиц. Неожиданный рев грудного ребенка в медицинском смысле слова способен оглушить любого водителя. С грудничками постоянно происходят нестандартные ситуации, требующие молниеносных решений – прием пищи, дефекация, сон и выход из него, рвота, резкое ухудшение самочувствия – каждый пункт требует стремительной реакции от человека, прямой обязанностью которого является контроль за дорожной обстановкой.
Не будем забывать, что на существенном количестве автомоделей передняя пассажирская подушка безопасности не отключается. Это создает препятствие для перевозки маленьких детей рядом с водителем и все описанные выше проблемы «шафер» должен решать в движении, повернувшись спиной к лобовому стеклу автомобиля.
Немногим лучше детского, может оказаться поведение взвинченных взрослых пассажиров. К процессу управления автомобилем рядовые граждане, как правило, относятся без трепета. Для многих супругов взаимные перепалки «на борту машины» в порядке вещей. Часто критика сопровождается толчками и рывками водителя. Такое поведение пассажиров, безусловно, вызывает перебои во внимании к дорожной обстановке.
Яркий город
Удручающая серость советских городов имела как минимум один существенный полюс – преимущественно однородный ландшафт и блеклые оттенки окружающих автомашин не отвлекали от управления автомобилем.
Капитализм с кричащей рекламой, яркими нарядами пешеходов, подсвечиваемой архитектурой и праздничной иллюминацией, смешал все уличные карты. Привлекающие внимание любыми способами, переливающиеся в светодиодных лучах надписи на зданиях мешают сконцентрироваться на дороге. Зеленые, желтые и красные огни подсознательно ассоциируются со светофорной системой, вызывая раздражение нервной системы.
Стрессовые ситуации связаны еще и с резким изменением привычной цветосимвольной схемы. Сюда можно отнести переформатирование городских улиц перед новогодними праздниками. Привычный маршрут уже не такой привычный – сознанию приходиться заново оценивать все риски, выносить оценки огонькам в витринах и прочему новому, бросающемуся в глаза. В этой ситуации вполне реальны изменения в ранжировании дорожных угроз.
Вывод
Среднестатистический казанский автомобилист — индивид опасный как для себя, так и для окружающих. Хаотично перемещающиеся в плотном потоке транспортные средства скорее норма, чем исключение для большого города России.
Бурное развитие технологий, увеличение количества присутствующего на дороге транспорта, изъяны в подготовке автомобилистов и недопонимание роли водителя на социально-бытовом уровне приводит к психологическим перегрузкам операторов транспортных средств и росту ДТП.