Взяв за отправную точку приближающийся День защиты детей, специалисты Аналитического агентства «ПромРейтинг» провели исследование дорожно-транспортной дисциплины казанских подростков и их родителей. Месяц мы изучали поведение детей и взрослых, переходящих дороги в различных районах Казани, чтобы оценить, насколько эффективна проводящаяся профилактическая работа в области безопасности дорожного движения.
Исследование строится на информации по десяти заранее отобранным локациям, покрывающим все 7 административных районов города. Обязательным атрибутом каждого участвующего в исследовании наблюдаемого места были: детско-юношеское заведение (школа или спортивный комплекс), близкорасположенная проезжая часть с нерегулируемым пешеходным переходом (зеброй), не являющимся оптимальным вариантом пересечения дороги. Разработанный цикл наблюдений предусматривал сбор информации в различные часы дня и дни недели.
Говоря простым языком, исследователь анализировал поведение казанцев, вставших перед выбором: сократить дорогу, нарушив правила дорожного движения и поставить свою жизнь под угрозу, или пройти некоторое расстояние до пешеходного перехода.
На основе обработки собранного массива данных, специалистам АА «ПромРейтинг» удалось выделить общий, средний процент случаев безопасных переходов улицы отдельно для взрослых и для детей. Нас крайне поразила та разница (пропасть) в подходах к безопасности на дороге, которая обнаружилась между казанцами различных возрастов.
Так, для детей и подростков среднее количество безопасных (правильных) переходов по зебре в описанных ранее условиях составляет 80%, тогда как состоявшиеся взрослые граждане выбирают пешеходный переход при наличии короткого опасного пути лишь в 40% случаев.
Серьезное влияние на безопасность процесса перехода дороги оказывают:
- Наличие дорожных знаков
- Наличие яркой разметки
- Наличие ограждений
- Время дня (в утренние часы отмечается существенный рост случаев небезопасных пересечений дорог)
- Степень загруженности проезжей части
Отсутствие культуры поведения на дороге у взрослого населения Казани проблема сама по себе, однако, не стоит забывать и про воспитательную роль зрелых членов общества. Переходящие через проезжую часть совместно с родителями дети часто принуждаются к опасным маневрам между проезжающими автомобилями.
Дурное поведение авторитетных в глазах ребенка родителей входит в противоречие с профилактическими мерами государства. В рамках цикла наблюдений исследователям приходилось регистрировать множество случаев перехода дорог в непредусмотренных для этого местах не только со школьниками и дошкольниками, но и с грудными детьми, в том числе находящимися в детских колясках. Чрезвычайно распространенный в городе способ перехода через проезжую часть с коляской подразумевает выдвижение ребенка перед собой, даже при наличии помех и дорожных препятствий. Таким образом, дети подвергаются дополнительной серьезной угрозе.
Несмотря на то, что статистика детского дорожного травматизма по стране сейчас снижается, официальные цифры ГИБДД по-прежнему ужасают. За 2015 год с участием детей в России произошло 19,5 тысячи ДТП, в них пострадала 21 тысяча человек, погибло 737 маленьких людей. Львиная доля травм и смертей приходится как раз на наезды.
Исходя из полученной информации, как бы парадоксально это не звучало, на казанских дорогах детей нам стоит защищать, в том числе от самих себя.
Кстати, помимо прочего, современными проблемами, добавляющими опасности в процесс пересечения дорог, являются портативные аудиоустройства с наушниками и езда по зебре на велосипеде. Обе «беды» многократно фиксировались в рамках исследования. Напомним, в настоящее время на уровне законодателей обсуждается вопрос внедрения специальных дорожных знаков, предписывающих снять наушники и спешиться с велосипеда.