Аналитическое агентство «ПромРейтинг» продолжает знакомить читателя с итогами масштабного исследования параметров автомобилизации (моторизации) столицы Татарстана.
Для представителей СМИ, не знакомых с нашей работой, напоминаем — в ранее выпущенных материалах уже детально рассматривались: гендерный фактор в казанской автомобилизации, безопасность водителей (ремни и опасное вождение), соотношение используемых типов коробок переключения передач, классово-модельная структура, таксомоторные перевозки, дорожные знаки, производственная география городского автопарка и т д.
Актуальный материал построен на исследовательской работе, касающийся соотношения присутствия на дорогах Казани легковых автомобилей с различными типами кузовов. Проще говоря, АА «ПромРейтинг» высчитало количество седанов, хэтчбеков и универсалов на улицах столицы Татарстана, и проанализировало полученные данные.
Вводная (справочная) часть по типам кузовов
С момента создания первого автомобиля было придумано и воплощено в железе великое множество форм автомобильных кузовов, соответствующих как особенностям конструкции транспортных средств, так и моде, и сфере их применения. Обывателю чаще всего известны самые простые и распространенные ныне седаны, хетчбэки и универсалы. Между тем типов и подтипов внешних оболочек машин куда больше, взять хотя бы для примера такие термины как хардтопы, фастбеки, тарго.
Типы кузовов автомобилей варьируются в зависимости от количества дверей, соотношения объемов различных частей транспортного средства, наличия и типа крыши, количества посадочных мест и способа открывания дверей. Наиболее важными чертами при выборе типа кузова автомобиля на сегодня является престижность и функциональность. Несмотря на то, что сейчас в мире премиальных автомобильных кузовов наметился тренд смешения устоявшихся форм и образование новых гибридных видов и подвидов (четырехдверное купе от меседесс, кросс-купе, седан-хетчбек суперб) в масштабах большого города число необычных кузовов лежит в поле статистической погрешности. В сознании массового автомобилиста существуют четыре основных типа внешности автомобиля: седан, хэтчбек, универсал, и условный SUV (англ. Sport Utility Vehicle, рус. автомобиль спортивного применения) мы определяем этот тип как «не утилитарный полноприводник, с большим клиренсом» объединяя в одном понятии и легкие кроссоверы и статусные внедорожники, приобретаемые не для передвижения по пересеченной местности.
Именно эти четыре типа формы автомобилей в настоящее время составляют порядка 90% отечественного автомобильного рынка. В соотношении этих типов кузовов на улицах Казани нам и хотелось покопаться.
Седан — закрытый кузов легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал), без подъёмной двери в задней стенке, обычно с двумя или тремя (например, ЗИМ или «Чайка» ГАЗ-14) рядами полноразмерных сидений. Данный тип кузова является наиболее распространённым среди кузовов легковых автомобилей на планете. Яркий представитель Жигули первой модели, Лада Гранта.
Хэтчбек — или хетчбэк, или хэтчбэк (англ. hatchback от hatch — люк и back — сзади) — название кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом.
Универсал — (от лат. universalis — «общий») — тип закрытого двухобъёмного грузопассажирского кузова легкового автомобиля. Представляет собой вариант седана с увеличенным багажным отделением и дополнительной подъёмной дверью в задке.
Ввиду различных технологических, социально-культурных, экономических и прочих причин, накладывающих свой отпечаток на развитие автомобилестроения как по содержанию, так и по форме, функциональность при выборе той или иной модели не всегда ставилась во главу угла. Эта особенность, прослеживающаяся и по сей день, каждый раз заставляет клиента на автомобильном рынке помимо практичных свойств транспортного средства взвешивать и его общественную (статусную) составляющую.
Так, в странах с развивающейся экономикой и достаточно скромными доходами населения роль автомобиля как предмета роскоши в сознании потребителя часто перекрывает базовые свойства машины как средства передвижения людей и грузов. Наши соотечественники, пусть и в меньшей, чем 10-20 лет назад степени, наряду с функциональностью, экономичностью, надежностью и проходимостью, предъявляют к будущему автомобилю обязательные требования по престижности. Это утверждение в полной мере относится и к вопросу выбора типа автомобильного кузова.
Так, традиционно в обществах, длительное время не имевших массового доступа к личному автомобильному транспорту, развито представление об особых имиджевых свойствах кузовов типа «седан». Во-первых, именно эти машины были мечтой нескольких предыдущих поколений, лишенных возможности мобильного передвижения, во-вторых ни о чем другом деды и прадеды мечтать и не могли (помимо седанов за пределами США, Европы и Японии ничего не было), в-третьих, престижные марки — это всегда седаны, вспомним 95% представительских моделей.
Развитие автомобильного кузова
В процессе создания первых «самобеглых экипажей» и «паровых телег» содержание существенно превалировало над формой. Инженеры концентрировали основное внимание на принципах работы «движетелей», кузов же для эрзац-автомобилей середины XIX века был скопирован у конных экипажей, достигших в ту эпоху пика своего развития. Вместе с каркасом от конок к автомобилям перешли тормозные системы, рама, рессорная подвеска, осветительные приборы, спицевые колеса, высокая посадка и некоторые другие элементы.
И если первые автомобили вполне логично относить к кабриолетам, то последующие кузова достаточно быстро эволюционировали в седаны, массово закрепившись в этом типе внешности. Такое преобразование можно считать закономерным. Сначала в отдельный «объем» выделился моторный отсек, вынесенный к передней оси. Это было связано с увеличением массы и объема мотора, а также с появившейся противопожарной перегородкой. Как только автомобили «научились» преодолевать значительные расстояния, встал вопрос размещения багажа. Наиболее логичным решением в отсутствие прочной крыши стал задний торец кузова. Первоначально вещи размещались в гофрах (ящиках), крепящихся к «корме» кожаными ремнями. Производители подметили эту тенденцию и быстро предложили клиенту задний металлический багажник. Так появилась классическая кузовная схема, именуемая седаном. Седан по сей день остается наиболее желанной разновидностью автомобиля, несмотря на накопившийся у него «багаж» недостатков.
Недостатки кузова седана:
- Нерациональное использование внутреннего пространства
- Низкий уровень универсальности и трансформации салона
- Небольшой совокупный объем полезного пространства
- Ограниченная обзорность
- Усложненный доступ к багажу из салона
Три остальных значимых для нас типа кузова (универсал, хэтчбек и SUV) появились существенно позже седана. Универсалы выстрелили в Европе и за океаном в середине 50-х, пора хэтчбеков началась в середине 70-х, начало эпохи кроссоверов и внедорожников датируется 90-ми.
Новые типы кузовов отличает рациональное использование внутреннего пространства, широкие возможности по трансформации салона, возможность попеременно и в сжатые сроки превращать автомобиль из многоместно-пассажирского в полноценно-грузовой.
Распространено мнение о том, что в СССР государство искусственно препятствовало распространению универсальных типов кузовов у населения. Считается, что чиновники от партии и правительства считали вместительные грузопассажирские автомобили подрывающими устои советского общества. Универсалы и комби способствовали росту спекуляции и нетрудовых доходов граждан.
Положение дел резко изменилось в конце 80-х – начале 90-х, когда большая часть отечественных автозаводов с оглядкой на Европу принялась насыщать наш рынок хетчбеками. Переворот в сознании отечественных автомобилистов совершили ВАЗ-2108, Таврия, Москвич 2141, Ока, Иж-Ода и некоторые другие модели. Садоводы, предприниматели и любители природы оценили возможности трансформации кузова и широкие багажные проемы, подходящие для перевозки негабаритных грузов.
На момент публикации материала на рынке сложилась интересная ситуация. В обществе наблюдаются две взаимоисключающиеся тенденции. С одной стороны, велико количество традиционалистов, активно продвигающих идеологию эксплуатации седанов. Ориентируясь на их дудку, автомобильные концерны привозят в Россию азиатские варианты моделей, изначально разработанные под развивающиеся страны Латинской Америки и Азии. Сюда с небольшой натяжкой можно отнести все седаны B-сегмента. С другой стороны, ориентированные на западные автоценности жители крупных мегаполисов все чаще и чаще склоняются к практичности и удобству хэтчбеков, универсалов и кроссоверов. На этом фоне было чрезвычайно любопытно получить актуальные цифры по Казани.
Об исследовании
Комплексное исследование структуры автомобилизма в Казани проводилось в течение нескольких месяцев группой исследователей, с учетом районирования, времени суток, погодных условий, рабочих и выходных дней, при помощи набора математических и статистических методов (совокупности способов, приемов, последовательности описания процедур получения и выражения данных), а также построения логических моделей. Активно применялось включенное и непричастное систематическое казуальное наблюдение. Работа «в поле» наиболее сложное и, в то же время, одно из самых интересных направлений работы специалистов Аналитического агентства «ПромРейтнг».
Результаты исследования
На основе обработки собранного массива данных, специалистам АА «ПромРейтинг» удалось выделить процентное соотношение четырех основных типов кузовов легковых автомобилей, присутствующих на улицах Казани.
-
Хэтчбеки: 38%
-
Седаны: 29%
-
SUV: 17%
-
Универсалы: 6%
-
Прочая экзотика: 10%
Анализ результатов исследования
Существенное превалирование числа хэтчбеков над седанами можно назвать небольшой региональной сенсацией. Такой итог не только опроверг рабочую гипотезу, выдвинутую до начала сбора данных, но и в какой-то мере вошел в клинч с известным каждому автомобилисту выражением «Россия страна седанов».
Отчасти этому обстоятельству можно радоваться. «Хэтчбечество» — во всем мире является одним из признаков современного, динамичного общества, прогрессивности и незашоренности взглядов. Ведь помимо сформировавшихся клеше у водителя в XX веке практически нет причин выбирать менее удобный кузов, особенно сели речь идет о массовом потребительском сегменте в автомобилестроении.
Есть, правда, и тут своя ложка дегтя. Оценочно, без привязки к научным методам изучения вопроса, можно говорить о том, что львиную долю казанских хэтчбеков формируют устаревшие модели АвтоВАЗа. По информации коллег из АА «АВТОСТАТ», Татарстан является эксплуатантом-лидером по числу присутствующих на рынке моделей Lada Samara. Такой вот неоднозначный прогресс.
Еще одним интересным наблюдением можно считать фиксируемое, широкое присутствие на улицах Казани экзотичных типов кузовов. Речь тут, прежде всего, идет о кабриолетах, родстерах, купе, минивенах и пикапах. Важно понимать, что совокупный объем таких моделей почти в два раза превосходит число тех же универсалов.