По результатам исследования агентства ПромРейтинг, 10.3% среднего потока легковушек в Казани — автомобили такси. Специалисты исследовательского центра провели специфичные замеры уровня насыщенности казанского автомобильного потока с учетом различных временных и микротерриториальных факторов.
В зависимости от дня недели, времени суток и удаленности от центра города, количество автомобилей, имеющих цветографическую схему такси или отдельные ее элементы, на дорогах Казани варьируется от 8,1% — в будние дни, на окраинах, до 12,4% в выходные и праздники (центральные районы). Исследовательская группа ПромРейтинг планирует повторить данное исследование спустя 6 месяцев, чтобы оценить динамику процесса.
Следует понимать, что, несмотря на лицензирование такси, в городе всё равно присутствует существенная доля нелегальных перевозчиков, которые в новых обстоятельствах внешне ничем не отличаются от обычных гражданских машин. Существенным подспорьем для них стали распространившиеся в последнее время мобильные сервисы и так называемые «диспетчерские службы» по поиску пассажиров и водителей. Эти автомобили выпали из статистики ПромРейтинга, впрочем, исходя из действующего законодательства, их нельзя называть такси.
При этом пользоваться собственным автомобилем в городах-миллионниках, в том числе и в Казани, становиться всё сложнее: играют свою роль платные парковки, возросшие штрафы ГИБДД, эвакуация, пробки, дорожающее ОСАГО, налоги и топливо. Причин масса!
На официальном уровне провозглашена стратегия искусственного снижения числа личных автомобилей на городских улицах. Тем, кто не хочет платить, в качестве альтернативы предлагают пересаживаться на альтернативные виды транспорта: метро; автобусы, специально под которые в Казани организована система «выделенных полос»; велосипеды, ради которых под зиму нарисовали велодорожки. Может быть даже на роликовые коньки… Но верх комфорта — автомобили такси. При этом сейчас, в целом ряде ситуаций, именно этот способ передвижения может оказаться даже дешевле личного автомобиля.
Предположим: речь идёт о молодом человеке. Обучение в автошколе сегодня тянет минимум на 20 тысяч рублей.
Отсутствие опыта гарантирует дорогое ОСАГО — приблизительно те же 20 тысяч рублей. Плюс топливо, возможные штрафы, зимние шины, мойка, бензин, налоги, расходы на парковку. Если у человека небольшие пробеги и он равнодушен к автомобилям, то весьма вероятно, что такси для него будет самым комфортным и при этом достаточно экономичным вариантом.
По различным данным в настоящее время в Казани насчитывается от 15 до 25 тысяч легковых автомобилей тем или иным образом задействованных в возмездной перевозке пассажиров. Существенная часть таких «такси» использует нелегальные или полулегальные схемы функционирования. Реформа такси, запущенная перед Универсиадой 2013 года, на время стабилизировала ситуацию, однако «бомбилы» различных уровней быстро нашли лазейки для продолжения своей деятельности.
Определить универсальный, оптимальный процент такси для городов России и мира вряд ли возможно. Этот показатель в значительной мере завязан на уровень доходов граждан, состояние улично-дорожной сети, наличие в населенном пункте развлекательных заведений и т д. При этом по имеющимся в распоряжении агентства ПромРейтинг данным, количество автомобилей такси в Санкт-Петербурге примерно соответствует казанскому уровню 10-20 тысяч автомобилей. По Москве картина сильно разнится от источника к источнику. К официальным 50 тысячам легальных таксистов специалисты прибавляют как минимум еще столько же нелегальных.