Серия зимних информационных сообщений, посвященных ДТП с участием казанских пешеходов, сподвигла коллектив АА «ПромРейтинг» переключиться на изучение данной предметной области. Нас прежде всего интересовали нерегулируемые пешеходные переходы (зебры), в рамках правового поля являющиеся концентраторами саморегулирующегося взаимодействия двуногих и четырёхколёсных участников транспортных процессов.
По собственным оценкам АА «ПромРейтинг», составленным на основе изучения сводок МВД и ГИБДД из открытых источников, можно предположить, что в Татарстане за год происходит около 1700-2000 ДТП с участием пешеходов, в которых калечатся 2000 человек, а еще около 150 граждан вовсе лишаются жизни. Причем на Казань в общей сложности приходится более половины всех наездов на пешеходов. Статистика в данном случае лукава – она не отражает случаи мелких ДТП, в которых для разбора ситуаций не привлекались сотрудники правоохранительных органов. Еще сложнее в ДТП данного класса оценить ущерб здоровью пешехода. Официальные данные не учитывают отложенного эффекта, случаев, когда обращение к медикам происходит не с дороги, а из дома, или летальный исход наступает после длительной болезни, на фоне серьезных повреждений, полученных в аварии.
ДТП с участием пешеходов представляют интерес для исследователя по многим причинам.
Во-первых, это наиболее травматичный подкласс дорожных происшествий – на автомобилиста работает вся мощь современной инженерной мысли, зоны программируемой деформации кузова, ремни с преднатяжителями, электронные помощники, подушки безопасности, брусья жесткости, особые сплавы и т.д. Пешеход же за последние 100, и даже 1000 лет в плане вооруженности средствами обеспечения личной безопасности в ДТП никак не изменился.
Во-вторых, ходьба по улицам, в отличие от езды по дорогам, является необходимой частью жизни полноценного человека. Садясь за руль, водитель взвешивает факторы погоды, самочувствия, состояния техники и, при определённом стечении обстоятельств, может отказаться от поездки, без ущемления собственных прав и свобод. Отказ от пешего передвижения существенно снижает качество жизни, это базовое право и возможность гражданина. Тут не стоит забывать, что автомобилист часто является по совместительству пешеходом. И приведенные в исследовании цифры и факты касаются буквально всех.
В-третьих, водитель в России, исходя из действующих законов, всегда более подготовлен к развитию кризисной ситуации. Это следует не сколько из его опыта, сколько из обучения которое так или иначе прошли все автомобилисты российских дорог. Пешеходы в нашей стране не обязаны учить нормы ПДД и КоАП, у них не принимаются экзамены, им не выдаются соответствующие документы.
Результаты исследования
За единицу отсчета в своем исследовании мы взяли так называемую «ситуацию перехода», стечение обстоятельств, при котором пешеход оказывался на нерегулируемом пешеходном переходе.
Такой подход обусловлен желанием оценить непосредственно «безопасность процесса перехода дороги» – ведь помимо ситуаций с пропуском и непропуском пешеходов автомобилистами на зебре, возможны случаи и с отсутствием машин в месте перехода. В нашей системе, отталкивающееся от «ситуаций перехода», такой случай характеризуется как безопасный переход. В случае с подсчетом количества банальных пропусков пешеходов автомобилистами, «свободный переход» выпал бы из исследования, что, скорее всего, исказило бы реальную картину, добавило бы ей искусственности.
Но это исследовательская кухня, о которой можно и не задумываться. Просто запомните – базовая цифра на картинках (в инфографике) и в тексте отражает процент непропуска пешехода относительно всего количества случаев переходов дороги. Человек ступил на зебру, мы зарегистрировали это действие, отнеся в разряд безопасных либо опасных.
Если объединять информацию от рабочих групп, собранную с учетом времени суток, дней недели, полосности дорог, удаленности переходов от центра, погодных явлений, освещенности, плотности движения, состояния обледенения дорожного полотна, наличия помех обзорности водителю и многих других факторов, на выходе получается цифра 20%.
Двадцать процентов (20%), или каждый пятый выход пешехода на зебру, в среднем, по Казани, исходя из актуального исследования АА «ПромРейтинг» является небезопасным! Небезопасное передвижение пешехода по «зебре» в данном случае жестко коррелируется с нарушением автомобилистами Пункта 14.1 ПДД:
«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».
При этом, участник движения не должен совершать действий, которые могут вынудить других участников, имеющих преимущество, поменять направление движения или изменить скорость.
Статья 12.18 КоАП РФ:
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ).
Логика тут очень простая. Законодатель, определяя вопросы взаимодействия между пешеходом и водителем, закладывал в основу нормативно-правовой базы заботу о безопасности. Нарушение пунктов правил автоматически приводит к снижению уровня безопасности или повышению опасности. Кроме того, отказ от следования общепринятым правилам, закрепленным на законодательном уровне, вносит в процесс перехода дороги элемент непредсказуемости, которых там быть точно не должно. Пешеход, переходящий дорогу в положенном месте, соотносит свои действия с прогнозом поведения водителя, основанном на всеобщем следовании правилам дорожного движения. Если автомобилист выпадает из правового поля, его действия сложнее спрогнозировать, это само по себе добавляет опасность на дороге.
Факторы, негативно влияющие на «пропуск» пешеходов автомобилистами:
- Удаленность от центра города
- Свехпротяженность пешеходного перехода
- Наличие рядом с переходом социальных объектов
- Непопулярность места перехода в качестве точки контроля у ГИБДД
- Недостаточная освещенность перехода
- Высокая плотность автомобильного потока
- Высокая скорость движения автомобильного потока
- Нечитаемость дорожных знаков
- Размытость зоны тротуара и проезжей части из-за ледяного наста
- Парковка габаритного автотранспорта в зоне пешеходного перехода
- Неяркая одежда пешехода на переходе
- Выходные дни
- Особенности придорожной архитектуры
- Близость остановок общественного транспорта
- Многополосность проезжей части
- Поврежденная разметка
- Обледенение проезжей части
- Сугробы в зоне пешеходного перехода
- Высокая скорость пешехода на переходе
- Пешеходный переход за поворотом
- Сверхпоток пешеходов на переходе
- Разговор по мобильному телефону за рулем автомобиля, проезжающего переход
Вывод
Оценочное мнение рабочей группы, занятой в исследовании отдельных особенностей процесса перехода дороги пешеходами на необорудованных пешеходных переходах Казани, можно выразить в словосочетании – «страшно и опасно».
Двадцать процентов переходов проходит вне рамок правового поля. Автомобили проносятся в сантиметрах от ног пешеходов, вылетают из-за поворота на высоких скоростях, не успевают вовремя оттормаживаться перед «зеброй». У водителей часто отсутствует четкий «инстинкт» притормаживания перед пешеходным переходом. Для них куда важнее разглядеть сотрудников ГИБДД, подлавливающих автомобилистов на невнимательности.
Нужно понимать, что за обычный день житель Казани вполне в состоянии перейти по зебрам и 20, и 30, и 50 различных дорог. Таким образом, по одному этому признаку — 4 ,6, 10 раз подвергнув жизнь опасности.
Глупо было бы винить во всех бедах только одну сторону. Часто хороши бывают и пешеходы, переходящие дорогу не совсем в зоне перехода, в серой неприметной одежде, выбегая из-за препятствий (сугробов, припаркованных машин, зданий). Зная законы дорожного движения, пешеходы часто забывают про законы физики, самонадеянно забывая про осторожность, накидывая капюшон и втыкая в уши наушники.
Третьей, но возможно не по значимости, стороной, ответственной за опасность пешеходных переходов Казани, являются коммунальщики. Снежные сугробы по обочинам, ледяной наст, стирающий границы дороги и тротуара, — все это вместе сильно затрудняет ориентирование на местности как водителей, так и пешеходов.