Аналитическое агентство «ПромРейтинг» провело комплексный анализ структуры автомобилизма в столице Республики Чувашия, городе Чебоксары. Среди прочего нас интересовал гендерный фактор, структура применения водителями ремней безопасности, склонность горожан к опасному вождению, процент официальных автомобилей такси, информативность установленных дорожных знаков и некоторые другие показатели. Исследовательские работы по указанным темам будут публиковаться с шагом раз в неделю по четвергам.
Итоговое, обобщающее заключение, касающееся особенностей автомобилизации Чебоксар, будет размещено на нашем сайте в самом конце. Однако уже сейчас можно выделить несколько факторов, предопределяющих стадии эксплуатации транспортных средств в городе на Волге.
Холмистость: Территория города в геоморфологическом отношении находится в пределах Приволжского (Чувашского) плато. Судя по информации из открытых источников, Абсолютные отметки поверхности изменяются от 53 до 205 метров. Яркой особенностью территории Чебоксар является значительная овражно-балочная изрезанность. Городская застройка следует овражному рельефу территории, сформированному малыми реками, образуя клиновидные жилые массивы.
Холмистость рельефа предопределила строительство мостов, обеспечивающих транспортную связь между различными районами города. В настоящее время в городе пять основных мостов: Гагаринский, Калининский, Московский, Октябрьский и Сугутский. Холмисто-овражный рельеф Чебоксар накладывает особый отпечаток на выбор транспортных средств и приемы их эксплуатации. К примеру, для предотвращения качения автомобилей, остановившихся на запрещающий сигнал светофора, активно и повсеместно применяется стояночный тормоз (ручник). Тот же прием не редко применяется и при вялотекущем движении в горку, коих в городе не мало. Рельеф города наложил отпечаток и на среднюю дистанцию, выдерживающуюся между автомобилями. Оценочно, она несколько больше, чем в «пологих» городах европейской части страны.
Отсутствие системы платных парковок и принудительной эвакуации: Автомобилизация Чебоксар существенно уступает соседствующим крупным городам (Казань, Нижний Новгород) Несмотря на то, что в городе есть знаки, ограничивающие парковку и предупреждающее об эвакуации транспортных средств, никаких серьезных санкций к нарушителям таких правил не применяется. Удобно припарковать личный автомобиль можно и в воскресенье в исторической части города, и поздно ночью в спальном районе. Жильцы многоквартирных дворов еще «не доросли» до выраженной массовой парковки на тротуарах и самозахвата парковочных мест. Администрация Чебоксар не ограничивает доступ частного транспорта даже к памятникам и монументам. Въезды многих образовательных и культурных учреждений не огорожены и не имеют шлагбаумов, предотвращающих въезд посторонних лиц на их территорию.
Небольшое количество комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД: Инспекторов ГИБДД, патрулирующих город и специального оборудования, высылающего «письма счастья» нарушителям ПДД, в Чебоксарах почти нет. При этом движение организовано корректно, пробки практически отсутствуют, даже в часы пик по будням проехать Чебоксары вдоль и поперек не составляет большого труда. Автомобилисты дисциплинированы и крайне редко идут на явные нарушения правил.
Троллейбусы и автобусы: Наиболее заметным атрибутом общественного транспорта Чебоксар является троллейбус. В первую очередь бросаются в глаза модели минского и энгельсовского заводов, произведенные в начале 90-х. Низкопольные модели отсутствуют. Чебоксарский автобус, несмотря на семидесятилетнюю историю, на улицах города не замечен. Его нишу успешно заняли маршрутные такси, в основном представленные моделями Mercedes-Benz Sprinter. Последнее обстоятельство стало частью местного фольклора.
Такси: В общем потоке автомобили такси заметны слабо. В ночное время и по выходным дням автомобили с шашечками большая редкость, несмотря на присутствие на рынке известных «сетевиков».
Улично-дорожная сеть: Характерные особенности – невыраженный центр, повсеместные левые повороты, от которых в последнее время резко отказываются крупные города России. Наличие большого количиства одно- и двуполостных дорог (трёхполосных дорог мало). Достаточно качественное по российским меркам дорожное покрытие на большинстве улиц.
Автомобилизация: Гостю столицы Чувашии, интересующемуся автомобилями, сразу бросится в глаза распространенность машин с государственными регистрационными знаками других регионов. Машин из Татарстана, Самары, Москвы, Нижнего Новгорода и других субъектов РФ часто так много, что они превалируют в потоке над транспортными средствами с местным кодом. Водители, как правило, вежливые и законопослушные. Среди коммерческого транспорта, эксплуатирующегося на территории Чебоксар, можно выделить Volkswagen Transporter. Немецких фургонов разных поколений в годе чуть ли не больше, чем ГАЗелей.
Об исследовании
Комплексное исследование структуры автомобилизма в Чебоксарах проводилось в течение нескольких дней группой исследователей с учетом районирования, времени суток, погодных условий, рабочих и выходных дней, при помощи набора математических и статистических методов (совокупности способов, приемов, последовательности описания процедур получения и выражения данных), а также построения логических моделей. Активно применялось включенное и непричастное систематическое казуальное наблюдение.
Результаты исследования
Главным результатом работы по изучению гендерного состава автомобилистов Чебоксар стало выделение среднего процента представительниц прекрасного пола за рулем автомобилей. Можно говорить о том, что в данное время в столице Чувашии женщины управляли 19% транспортных средств, тогда как мужчины находились за рулем 81% всех передвигающихся по городу автомобилей.
Соотношение вписывается в ранее представленную гипотезу о том, что в крупных городах, региональных центрах европейской части России распределение мужчин и женщин примерно равняется 1/5.
Как и в случае с Казанью, вопреки предварительным предположениям, число женщин-водителей существенно увеличивалось в выходные дни. Так, если средним, фоновым значением для числа женщин за рулем транспортных средств для пяти рабочих дней недели является 14-15%, то в субботу и воскресенье присутствие представительниц прекрасного пола на водительском месте машин в среднем по Чебоксарам увеличивается до 23-24%.
Наиболее популярными моделями среди жительниц Чебоксар являются Ford Focus (разных поколений), Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и KIA Rio. На этих четырех моделях передвигается около 20% чебоксарок. Вообще, жительницы города обладают очень пестрой модельной гаммой, в которую смело включается вся продукция более-менее известных производителей. Из интересного тут стоит отметить низкую долю продукции АвтоВАЗа и оглушительный провал легендарного некогда Daewoo Matiz. Если Лад просто мало, то количество «Матизов» вообще находится у черты статистической погрешности. Это заключение можно считать яркой особенностью Чебоксар.
Анализ результатов исследования
На фоне экономического роста 2000-х и расширившейся доступности для граждан страны кредитных схем, бурная автомобилизация стала заметной частью социально-экономических процессов, происходящих в стране.
Качество жизни росло, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские и салоны официальных марок поднимались из земли как грибы после дождя. В то же время застарелые проблемы с транспортной разорванностью и низким проникновением маршрутов общественного транспорта никуда не исчезли. Сочетание этих факторов привлекло к автомобилизму широкие слои населения, в том числе и большое число женщин.
Появилась обширная прослойка эксплуатантов автомобилей, не знакомых с особенностями их внутреннего устройства. Что еще в 90-е годы было немыслимо для «нестоличных» городов. Термин автолюбитель, подразумевавший некие особые чувства к транспортному средству, сменился термином автопользователь или автомобилист. Последняя категория граждан получала от машины чистую функцию, оставляя тонкости ремонтов и обслуживания народившимся профессионалам из доступных СТО.
В первую очередь описанные процессы захватили крупные города, но быстро распространились по всей территории Российской Федерации. Простота вступления в клуб автомобилистов в последние годы привела к серьезному перекосу в системе подготовки водителей. В некоторых регионах страны процент женщин – выпускников автошкол, в последние годы, зашкаливал за 85%.
К сожалению, четких цифр, по присутствию представительниц прекрасного пола за рулем автомобилей до последнего времени в общем доступе не существовало. Аналитическое агентство «ПромРейтинг» стремится исправить это ситуацию.