Эксперты исследовательского центра ПромРейтинг провели цикл замеров и выявили, что подавляющее большинство автопарка Казани оснащено фарами с устаревшими галогенными лампами. Таких машин на дорогах столицы Татарстана 90,6%, автомобилей, с более безопасным ксеноновым светом на вечерних дорогах Казани 8.9%, а 0,5% — типов фар не поддаются идентификации, судя по всему, являясь продуктом низкокачественного тюнинга.
Между тем показатели безопасности, связанные с ксеноновыми типами фар, существенно превосходят показатели их галогеновых аналогов. На международном уровне это признается всеми без исключения производителями автомобильной техники и подтверждается десятками независимых исследований.
Свечение современной заводской ксеноновой лампы точное и мощное, а самое главное, максимально приближено к параметрам обычного солнечного света. Дело в том, что процессы, происходящие на солнце и в газоразрядной (ксеноновой) фаре практически одинаковы. Это обстоятельство существенно повышает различимость объектов на ночной дороге и, как следствие, снижает аварийность.
Длительное время (с конца 80-х и по начало 00-х) ксеноновый свет был прерогативой дорогого автомобиля. Все переменилось около десяти лет назад, когда на рынок хлынул поток дешевых кустарных, китайских газоразрядных ламп. Доступность новой оптической аппаратуры позволила оснащать ксеноновым светом практически любые автомобили в условиях обычного гаража.
На практике же «самопальный» ксенон не только не увеличил безопасность на дорогах, но и привел к росту аварийности. Произведенные без соблюдения минимальных стандартов качества, контрафактные ксеноновые лампы часто серьезно ослепляют встречных водителей, их неправильный монтаж приводит к возгораниям проводки. В настоящее время законодатель и сотрудники ГИБДД ведут ожесточенную борьбу с подобными попытками улучшения фар транспортных средств.
По действующим в стране правилам, дооснастить уже имеющийся в наличии у гражданина автомобиль ксеноновым светом чрезвычайно накладно. Чтобы такой тюнинг был легальным, модель должна в принципе иметь старшую ксеноновую комплектацию. Ведь заменить придется не только лампы, но и сами фары, системы коррекции и омывателя. На такие траты идут буквально единицы. Куда проще добавить к цене вашей комплектации 10-20 тысяч рублей и получить машину с ксеноном в заводском исполнении еще при покупке.
Еще раз отмечаем, технология галогенных ламп, использующихся на 90% реального автопарка Казани, устарела еще 10-15 лет назад. Такие лампы имеют чрезвычайно низкий КПД, плохо ведут себя в условиях атмосферных осадков, сильно греются, светят противоестественным светом (противоестественная световая температура), разрушаются под воздействием вибраций. По своим характеристикам такие лампы близки решениям, применявшимся еще 100 лет назад. Главным и по сути единственным плюсом «галогенок» является их цена и широкая доступность. Восстановить свет такой перегоревшей фары можно за 100-200 рублей.
Тем не менее прогресс неудержим и даже следующее редкое в Казани ксеноновое поколение автомобильных ламп на сегодняшней день давно не находится на вершине инженерной мысли в области автомобильного света. Куда более совершенными считаются полностью светодиодные фары (на нашем рынке они применяются в некоторых комплектациях Lexus NX, Ford Mondeo), а верх совершенства — лазерные прожекторы, применяемые на передовых, премиальных немецких автомобилях. Примечательно, что за время исследования эксперты не выявили ни один автомобиль с диодными или лазерными фарами.
В условиях изменяющихся цен и комплектаций на автомобили, было достаточно непросто точно определить самую доступную модель, оснащаемую ксеноновыми фарами с завода. Однако мы это сделали! На момент публикации исследования такой машиной стал Volkswagen Polo Sedan в топовой комплектации с дополнительным пакетом опций. Его цена в настоящий момент около 800 000 рублей.