Мы используем cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями и принципами их обработки

Такси в Чебоксарах: нелегальное и невостребованное

Аналитическое агентство «ПромРейтинг» продолжает публикацию материалов,  основанных на комплексной экспертизе структуры автомобилизма (моторизации) столицы Республики Чувашия, города Чебоксары. Сегодня четверг, и к публикации подготовлена четвертая часть исследования, посвященная аспектам присутствия на дорогах города автомобилей такси.

Такси в Чебоксарах: нелегальное и невостребованное

В рамках исследования, проведенного на улицах Чебоксар, специалистами Аналитического агентства «ПромРейтинг» удалось количественно отобразить картину распространенности автомобилей с признаками такси.

Вводная часть

Смысл термина такси вращается вокруг наличия на борту транспортного средства, осуществляющего перевозки людей и грузов, особого прибора – таксометра (от фр. Taximètre «счётчик цены»). Именно изобретение этого устройства в 1891 году немецким учёным Вильгельмом Брюном, предопределило развитие отрасли таксомоторных перевозок, оставив в прошлом непредсказуемых кучеров, извозчиков и ямщиков.

В настоящее время институт такси развит практически на всем земном шаре. Машины с шашечками заняли свою нишу везде: от прогрессивных стран Европы и Азии, до отсталых государств Африки и Латинской Америки.

Такси в Чебоксарах: нелегальное и невостребованное

Впрочем, в эпоху интернета привычные способы «таксования» и «голосования» на дорогах стали уступать место электронному заказу автомобилей до места посадки пассажиров. Грубо говоря, такой вид транспортировки не является такси, автомобили из «кар-сервисов» часто не имеют счетчиков и специальной цветографической раскраски, стоимость проезда называется до осуществления поездки и высчитывается в кол-центре, а не таксистом в автомобиле.

В ряде стран запада услуги такси и кар-сервис законодательно разведены: классические таксисты не могут принимать звонки от операторов, и заняты лишь подбором клиентов с улиц, водители кар-сервиса, напротив, работают лишь по предзаказам и не останавливаются для посадки случайных пассажиров. Хрестоматийным примером построения такой системы является Нью-Йорк.

В современной России понятие такси и сопутствующая ему законодательная база достаточно размыты. В стране действуют как устоявшиеся таксомоторные парки с централизованно закупленными автомобилями, ремонтными зонами и т.д., так и различные сервис-центры принимающие звонки и распределяющие их по водителям, «таксующим» на личных автомашинах.  Последняя схема может быть как легальной, так и полулегальной.

Об исследовании

Комплексное исследование структуры автомобилизма в Чебоксарах проводилось в течение нескольких дней группой исследователей с учетом районирования, времени суток, погодных условий, рабочих и выходных дней, при помощи набора математических и статистических методов (совокупности способов, приемов, последовательности описания процедур получения и выражения данных), а также построения логических моделей.  Активно применялось включенное и непричастное систематическое казуальное наблюдение.

Результаты исследования

На основе обработки собранного массива данных, специалистам АА «ПромРейтинг» удалось выделить общий, средний процент присутствия на улицах Чебоксар автомобилей с признаками такси. Постоянно присутствующих на дорогах машин, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше — опознавательный фонарь легкового такси в городе около 3%. В выходные дни число таких автомобилей составляет примерно 5% от общего трафика, в будни сокращается до 2%. Около 60% парка автомобилей с выраженными признаками такси – транспортные средства иностранных брендов (характерные модели Рено Логан, Хендэ Солярис). Соответственно 40% отечественные автомодели (в основном Лада Приора и Лада Калина). Большее число изучаемого типа автомобилей имели лишь частичные признаки легального такси, а именно «опознавательный фонарь с «шашечками».

Анализ результатов исследования

Легальные автомобили такси, как в целом и вся ниша таксомоторных перевозок в Чебоксарах, представляется весьма интересным полем для исследования. Заметно, что с одной стороны в городе нет четко выраженной массовой потребности в данном виде транспорта, с другой стороны классическим общественным способам передвижения уделяется большее внимание, чем в подобных по численности, климату, типу застройки и площади городах центральной России.

Такси в Чебоксарах: нелегальное и невостребованное

В Чебоксарах существует достаточная организованная и разветвленная сеть маршрутов маршрутного такси. Основной рабочей лошадкой, для которой выступают не старые «ГАЗели», как это принято повсеместно, а относительно комфортные и безопасные Мерседес-Бенц Спринтер, Пежо Боксер, Форд Транзит и т.д.

С другой стороны, развитие личного автомобилизма Чебоксар не достигло своего «практического потолка»: парковочных мест в достатке, вялотекущее движение на загруженных артериях редкость и почти никогда не превращается в реальный транспортный затор, нет платных парковочных мест, отсутствует система принудительной эвакуации автотранспорта, редко встречаются экипажи ГИБДД и средства автоматической фиксации нарушений ПДД. Косвенным следствием всего перечисленного являются и низкие страховые коэффициенты.

Логика подсказывает, что в изложенных условиях проще и удобнее либо пользоваться общественным транспортом, либо приобретать собственную легковую машину. Оба варианта лишены тех самых минусов, присущих городам-миллионникам, вынуждающих население системно прибегать к услугам такси.

Такси в Чебоксарах: нелегальное и невостребованное

В то же время небольшие расстояния, высокая внутренняя конкуренция мелких игроков, относительно низкий уровень культуры вызова такси через мобильнее устройства, бюрократические препоны, возросшие штрафы и средний уровень платежеспособности населения негативно сказываются на рентабельности организации различных типов таксомоторных перевозок. Присутствие федеральных сервисов и служб заказа такси мало заметно, и развивается лишь в последнее время, несмотря на работу таких крупных игроков как Такси Максим, Яндекс.Такси и пр. Подозреваем, что существенная доля перевозок осуществляется «таксистами-нелегалами», а сама услуга такси характеризуется значительными сезонными всплесками.

Относительно низкая востребованности современных легальных такси очень заметна на примере отсутствия машин такси во «вкусные часы» (поздно ночью, в дождь) и развитой культурой «голосования на дорогах», почти искорененной в соседних крупных городах.

Такси в Чебоксарах: нелегальное и невостребованное

Для примера можно отметить, что схожее исследование, проведенное в Казани, выявило присутствие автомобилей с признаками такси на уровне 10% от общегородского трафика.

Остались вопросы?
За дополнительной информацией обращайтесь:
Заказать исследование
Мы с вами свяжемся в течение рабочего дня
Полноценное социологическое/маркетологическое исследование от 99 000 ₽
8 800 777-50-16