КАЗАНЬ, 14 июля 2022 г. Агентство «ПромРейтинг» представляет исследование восприятия обществом предполагаемых изменений условий проезда автомобильного транспорта в центральных зонах города Казани.
Судя по данным опроса, нововведение встретит неприятие со стороны жителей города. Заявления ценности безопасности, снижения дорожных заторов и пешеходного комфорта проигрывают сложившейся привычке беспрепятственного доступа личного транспорта в исторический центр Казани. Впрочем, похожая картина наблюдалась в отношении введения автобусных полос, камер фиксации нарушений ПДД и организации платных парковок. Позднее все эти меры были признаны в целом успешными ИА ПромРейтинг
Тема введения платного проезда по отдельным улицам Казани появляется в медиаполе примерно раз в год. Инициатива исходит то от урбанистов, то от республиканских чиновников. Считается, что введение оплаты доступа автомобилистов в центр города успокоит трафик, повысит безопасность улиц, сделает город привлекательнее для туристов. Агентство «ПромРейтинг» провело опрос среди казанцев с целью выяснить их отношение к предполагаемому нововведению.
5 главных выводов исследования:
- 74,6% опрошенных казанцев отрицательно относятся к возможным ограничениям доступа автомобилей в центр Казани
- Женщины настроены более категорично в сравнении с мужчинами — 81,2% против 68,7% недовольных соответственно
- Каждый третий житель РТ готов отказаться от личного автомобиля, если въезд в центр сделают платным
- Самая большая доля опрошенных, готовых пересесть на автобусы, выявлена в молодежной группе населения от 18 до 35 лет
- Более половины респондентов (57,4%) не верят, что пешеходное движение станет комфортнее и безопаснее, если закрыть свободный проезд в исторический центр
Урбанисты считают, что платный въезд в центральные части городов помогает сократить автомобильный трафик на участках, которые изначально не приспособлены для больших потоков машин. Риторика тех, кто выступает за платный центр, сконцентрирована на трех установках:
- Расчетная пропускная способность старых улиц в разы меньше актуальной загрузки
- Многие из дорог в историческом центре технически невозможно расширить
- Даже при наличии возможностей для расширения зачастую это не имеет смысла. Увеличивающаяся пропускная способность привлекает на улицы новых автомобилистов, что в свою очередь способствует росту дорожных заторов.
Представители власти и урбанисты указывают на положительный мировой опыт введения платного въезда в центральные районы крупных городов.
Еще в 2003 году британские власти ввели плату за проезд на автомобиле в центральную часть Лондона (для жителей района предусмотрена скидка). Спустя год поток движения снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%. По крайней мере, о таких результатах заявили в муниципальном управлении. Система признана эффективной и действует до сих пор.
Подобная практика уже используется в городах Швеции, Сингапура, Италии, Норвегии, Латвии и других стран. В России этот вопрос стоит на обсуждении уже несколько лет.
При проведении исследования мы акцентировали внимание на возможных изменениях в повседневной жизни казанцев и гостей города, если центр республиканской столицы закроют для свободного въезда.
ИА «ПромРейтинг» провело онлайн-анкетирование с 7 по 18 февраля 2022 года. Объем выборки в рамках Омнибуса — 800 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением квот по полу и возрасту в РТ.
Почти 75% респондентов недовольны идеей платного въезда в центр Казани
Исследование показало негативное отношение жителей Татарстана к идее платного въезда в исторический центр Казани — об этом сказало 74,6% опрошенных.
В поддержку ограничений выступает куда меньше человек — почти в шесть раз (12,8% респондентов). Остальные либо нейтральны, либо считают, что не все так однозначно.
При этом женщины настроены более категорично. Среди всех опрошенных жительниц РТ только 7,1% назвали свое отношение к идее платного въезда в центр Казани положительным, среди мужчин так же отвечали в 2,5 раза чаще (18,1% респондентов).
Почти треть опрошенных автомобилистов не откажутся от личного автомобиля в центре даже при платном въезде
Мы предложили респондентам-автомобилистам задуматься, готовы ли они пересесть на общественный транспорт, если власти таки введут новые платные правила для исторического центра. Мнения разделились практически поровну с небольшим отрывом тех, кто не готов отказаться от использования личного автомобиля:
- 29,7% продолжат пользоваться машиной
- 28,5% готовы перейти на общественный транспорт
- 25,3% будут принимать решение, когда станет известна стоимость въезда
- Оставшиеся 16,5% респондентов не смогли ответить на этот вопрос
Среди мужчин-автомобилистов к решению продолжать ездить на машине даже за деньги склоняется 33,6% респондентов (доля женщин с аналогичным ответом значительно ниже — 25,4%).
Людям среднего возраста сложнее допустить мысль о расставании с машиной в центре Казани
Если посмотреть на срезы по возрасту, можно заметить, что в группе казанцев старше 36 лет больше тех, кто не собирается отказываться от личного автомобиля: 36,7% респондентов в возрасте от 36 до 54 лет и 29,6% в возрастной группе старше 54 лет.
Мы можем предположить две основные причины такого разделения:
- Более высокая платежеспособность. Обычно около 40 лет — самый расцвет карьеры с устойчивым регулярным доходом
- Сила привычки, из-за которой более старшему поколению сложно отказаться от комфорта и изменить ежедневные ритуалы
Больше половины опрошенных не верят в пользу платного центра для пешеходов
Предполагается, что платный въезд скажется благоприятно на пешеходном движении. Однако 57,4% респондентов из Республики Татарстан уверены: полезными нововведения не будут даже для тех, кто передвигается на своих двоих.
Это мнение превалирует среди людей от 36 до 54 лет: 63,9% респондентов этого возраста на вопрос «Станет ли пешеходное движение в исторической части Казани более комфортным и безопасным?» ответили «нет».
40% мужчин все-таки ожидают позитивных изменений
С мнением, что введение изменений сделает прогулки казанцев и гостей города в историческом центре комфортнее и безопаснее, согласились 37,1% опрошенных мужчин. Женщины в этом вопросе настроены более пессимистично — среди них это мнение поддерживают лишь 23,7% опрошенных.
Вывод
В целом казанцы и казанцы-автомобилисты воспринимают саму идею введения платы за проезд в центр города негативно. Хуже всего к таким преобразованиям относятся экономически активные представительницы прекрасного пола среднего возраста. Жители города слабо представляют пользу обсуждаемой меры, не имеют представления о тех плюсах, к которым по задумке авторов должна привести обсуждаемая инновация.