Мы используем cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями и принципами их обработки

30% казанцев считают, что платный въезд в центр добавит безопасности пешеходам

КАЗАНЬ, 14 июля 2022 г. Агентство «ПромРейтинг» представляет исследование восприятия обществом предполагаемых изменений условий проезда автомобильного транспорта в центральных зонах города Казани.

Судя по данным опроса, нововведение встретит неприятие со стороны жителей города. Заявления ценности безопасности, снижения дорожных заторов и пешеходного комфорта проигрывают сложившейся привычке беспрепятственного доступа личного транспорта в исторический центр Казани. Впрочем, похожая картина наблюдалась в отношении введения автобусных полос, камер фиксации нарушений ПДД и организации платных парковок. Позднее все эти меры были признаны в целом успешными ИА ПромРейтинг

Тема введения платного проезда по отдельным улицам Казани появляется в медиаполе примерно раз в год. Инициатива исходит то от урбанистов, то от республиканских чиновников. Считается, что введение оплаты доступа автомобилистов в центр города успокоит трафик, повысит безопасность улиц, сделает город привлекательнее для туристов. Агентство «ПромРейтинг» провело опрос среди казанцев с целью выяснить их отношение к предполагаемому нововведению.

5 главных выводов исследования:

 

  1. 74,6% опрошенных казанцев  отрицательно относятся к возможным ограничениям доступа автомобилей в центр Казани
  2. Женщины настроены более категорично в сравнении с мужчинами — 81,2% против 68,7% недовольных соответственно
  3. Каждый третий житель РТ готов отказаться от личного автомобиля, если въезд в центр сделают платным
  4. Самая большая доля опрошенных, готовых пересесть на автобусы, выявлена в молодежной группе населения от 18 до 35 лет
  5. Более половины респондентов (57,4%) не верят, что пешеходное движение станет комфортнее и безопаснее, если закрыть свободный проезд в исторический центр

 

Урбанисты считают, что платный въезд в центральные части городов помогает сократить автомобильный трафик на участках, которые изначально не приспособлены для больших потоков машин. Риторика тех, кто выступает за платный центр, сконцентрирована на трех установках:

  1. Расчетная пропускная способность старых улиц в разы меньше актуальной загрузки
  2. Многие из дорог в историческом центре технически невозможно расширить
  3. Даже при наличии возможностей для расширения зачастую это не имеет смысла. Увеличивающаяся пропускная способность привлекает на улицы новых автомобилистов, что в свою очередь способствует росту дорожных заторов.

Представители власти и урбанисты указывают на положительный мировой опыт введения платного въезда в центральные районы крупных городов.

Еще в 2003 году британские власти ввели плату за проезд на автомобиле в центральную часть Лондона (для жителей района предусмотрена скидка). Спустя год поток движения снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%. По крайней мере, о таких результатах заявили в муниципальном управлении. Система признана эффективной и действует до сих пор.

Подобная практика уже используется в городах Швеции, Сингапура, Италии, Норвегии, Латвии и других стран. В России этот вопрос стоит на обсуждении уже несколько лет.

При проведении исследования мы акцентировали внимание на возможных изменениях в повседневной жизни казанцев и гостей города, если центр республиканской столицы закроют для свободного въезда.

ИА «ПромРейтинг» провело онлайн-анкетирование с 7 по 18 февраля 2022 года. Объем выборки в рамках Омнибуса — 800 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением квот по полу и возрасту в РТ.

Почти 75% респондентов недовольны идеей платного въезда в центр Казани

Исследование показало негативное отношение жителей Татарстана к идее платного въезда в исторический центр Казани — об этом сказало 74,6% опрошенных.

В поддержку ограничений выступает куда меньше человек — почти в шесть раз (12,8% респондентов). Остальные либо нейтральны, либо считают, что не все так однозначно.

При этом женщины настроены более категорично. Среди всех опрошенных жительниц РТ только 7,1% назвали свое отношение к идее платного въезда в центр Казани положительным, среди мужчин так же отвечали в 2,5 раза чаще (18,1% респондентов).

Почти треть опрошенных автомобилистов не откажутся от личного автомобиля в центре даже при платном въезде

Мы предложили респондентам-автомобилистам задуматься, готовы ли они пересесть на общественный транспорт, если власти таки введут новые платные правила для исторического центра. Мнения разделились практически поровну с небольшим отрывом тех, кто не готов отказаться от использования личного автомобиля:

  • 29,7% продолжат пользоваться машиной
  • 28,5% готовы перейти на общественный транспорт
  • 25,3% будут принимать решение, когда станет известна стоимость въезда
  • Оставшиеся 16,5% респондентов не смогли ответить на этот вопрос

Среди мужчин-автомобилистов к решению продолжать ездить на машине даже за деньги склоняется 33,6% респондентов (доля женщин с аналогичным ответом значительно ниже — 25,4%).

Людям среднего возраста сложнее допустить мысль о расставании с машиной в центре Казани

Если посмотреть на срезы по возрасту, можно заметить, что в группе казанцев старше 36 лет больше тех, кто не собирается отказываться от личного автомобиля: 36,7% респондентов в возрасте от 36 до 54 лет и 29,6% в возрастной группе старше 54 лет.

Мы можем предположить две основные причины такого разделения:

  1. Более высокая платежеспособность. Обычно около 40 лет — самый расцвет карьеры с устойчивым регулярным доходом
  2. Сила привычки, из-за которой более старшему поколению сложно отказаться от комфорта и изменить ежедневные ритуалы

Больше половины опрошенных не верят в пользу платного центра для пешеходов

Предполагается, что платный въезд скажется благоприятно на пешеходном движении. Однако 57,4% респондентов из Республики Татарстан уверены: полезными нововведения не будут даже для тех, кто передвигается на своих двоих.

Это мнение превалирует среди людей от 36 до 54 лет: 63,9% респондентов этого возраста на вопрос «Станет ли пешеходное движение в исторической части Казани более комфортным и безопасным?» ответили «нет».

40% мужчин все-таки ожидают позитивных изменений

С мнением, что введение изменений сделает прогулки казанцев и гостей города в историческом центре комфортнее и безопаснее, согласились 37,1% опрошенных мужчин. Женщины в этом вопросе настроены более пессимистично — среди них это мнение поддерживают лишь 23,7% опрошенных.

Вывод

В целом казанцы и казанцы-автомобилисты воспринимают саму идею введения платы за проезд в центр города негативно. Хуже всего к таким преобразованиям относятся экономически активные представительницы прекрасного пола среднего возраста. Жители города слабо представляют пользу обсуждаемой меры, не имеют представления о тех плюсах, к которым по задумке авторов должна привести обсуждаемая инновация.

Остались вопросы?
За дополнительной информацией обращайтесь:
Заказать исследование
Мы с вами свяжемся в течение рабочего дня
Полноценное социологическое/маркетологическое исследование от 99 000 ₽
8 800 777-50-16