Мы используем cookie. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями и принципами их обработки

Исследование: Перспективные профессии в России в 2022 году. Актуальный взгляд детей и родителей из Республики Татарстан

Исследовательское агентство «ПромРейтинг» совместно с изданием «Коммерсантъ Волга-Урал» провели изучение профессиональных предпочтений татарстанских абитуриентов и их родителей. Работа приурочена к старту приемной кампании в высшие учебные заведения страны.

Кем хотят быть школьники в 2022 году и как на это реагируют родители?

Тема профессиональных предпочтений граждан жестко привязана к положению дел на рынке труда и играет заметную роль в формировании облика всего общества. На то, какие профессии выбирают абитуриенты и как происходит этот процесс, влияет масса факторов — от личной насмотренности до установок семьи, окружения, понятий престижа, успешности и моды в социальных группах. Кроме того, почти всегда существуют расхождения между потребностями в профессионалах государства и личными потребностями в профессиональной самореализации граждан.

Все факторы, описанные выше, инерционны и рождают перекосы на рынке труда. Наблюдается дефицит одних специалистов и профицит других. За скоростью развития общества не успевают программы учебных заведений, часто разрабатываемые под реалии вчерашнего дня.

В этих условиях полезно соотнести актуальное положение дел в стране, представление детей и родителей о перспективности тех или иных профессий со стратегиями учебных заведений по подготовке/переподготовке кадров.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:

  • Наиболее предпочтительные профессии для своих детей в нынешних условиях, по мнению родителей: IT-специалист, инженер, финансист, врач
  • Бесперспективные профессии (из базового перечня) для своих детей в нынешних условиях, по мнению родителей: бухгалтер, эколог, риелтор, летчик/космонавт, психолог
  • Наиболее предпочтительные профессии в нынешних условиях, по мнению детей: IT-специалист, врач, психолог, военнослужащий, правоохранитель
  • Бесперспективные профессии (из базового перечня) в нынешних условиях, по мнению детей: слесарь/механик, бухгалтер, летчик/космонавт, машинист/водитель
  • IT-специалисты и врачи — профессии, лидирующие как в детском, так и в родительском рейтингах актуальных предпочтительных профессий
  • Между учащимися, находящимися на этапе выбора профессии, и родителями абитуриентов не прослеживается выраженной поляризации мнений. Дети и родители оценивают сложившуюся ситуацию в одном ключе. Исключение составляют тема интернета, профессии силовика и психолога
  • Около 30% респондентов в категориях детей и родителей сообщили об изменении своих представлений о перспективных профессиях под воздействием текущей новостной повестки за последние 3-4 месяца
  • Базовыми критериями как для детей, так и для родителей̆ на этапе выбора профессии являются: доходность, стабильность, личный интерес/предрасположенность
  • Родители чаще предпочитают для детей работу на стабильное государство и фриланс. Дети воспринимают будущее через личное предпринимательство или наем в коммерческие компании
  • До 20% респондентов в возрасте принятия решения об избрании профессии затрудняются с ответами на базовые тематические вопросы. Вкупе с данными параллельных исследований по теме это может свидетельствовать о просчетах в профориентационной работе с молодежью
  • В массе своей молодежь не нацелена покидать страну для работы по выбранной профессии. Обучение редко воспринимается как способ переезда за границу. В то же время более 60% молодых респондентов готовы покинуть страну в случае получения выгодного зарубежного предложения
  • Образовательные онлайн-платформы вызывают большой оптимизм у молодежи и мягкий скепсис в родительской среде

Графики по исследованию

Методика исследования

Объем выборки: 800 респондентов
Методика: River sampling / Интернет
Даты проведения: с 15 мая по 18 июня 2022 года

Данные опроса репрезентативны по структуре пользования основными социальными сетями и отражают срез мнений наиболее активных пользователей социальных средств коммуникации в двух социально демографичиских группах старших школьников / абитуриентов / студентов младших курсов вузов (детей) и родителей старших школьников, абитуриентов и студентов младших курсов вузов (родителей).

Остались вопросы?
За дополнительной информацией обращайтесь:
Заказать исследование
Мы с вами свяжемся в течение рабочего дня
Полноценное социологическое/маркетологическое исследование от 99 000 ₽
8 800 777-50-16