Так вот, узбеки реально завелись, и уже второй год подряд узбекская компания «UzAuto Motors» по объёму годового производства машин занимает первое место среди компаний-автопроизводителей и в СНГ и в Центральной Азии. Но мы, россияне, в свою очередь не менее уверенно одерживаем командную победу «по сумме баллов» — по общему объёму выпуска автомобилей. Но давайте теперь обо всём по порядку.
Статистика по маркам и заводам
По оценке Минпромторга РФ в России по итогам 2023 года выпущено порядка 720 тысяч автомобилей «всех сегментов». Более детальная статистика пока не опубликована, однако Росстат должен ее разместить в ближайшие дни.
В настоящее время лишь некоторые из автозаводов уже отчитались о своих итогах. Флагман отрасли — АВТОВАЗ — произвел за прошлый год 374 077 автомобилей, почти вдвое больше, чем в 2022-м. Достигнутое количество также является рекордом для марки Lada за последние 10 лет.
Расположенный в Узловой Тульской области автозавод Haval Motor стал вторым по объемам выпуска машин в России — изготовил около 100 тысяч кроссоверов и внедорожников. Предприятие уверенно движется к максимально возможной загрузке (предельная мощность площадки — 150 тысяч автомобилей в год).
Ульяновский автозавод группы Sollers в минувшем году собрал 39 453 автомобиля, то есть +9% по сравнению с 2022-м. Стоит уточнить, что в случае с УАЗом речь идет о легком коммерческом транспорте, как об основном сегменте продукции предприятия.
Автозавод «Москвич» (бывший «Renault Россия») в настоящий момент не раскрыл, сколько автомобилей выпустил, однако сообщил, что за прошлый год продал 15,3 тысяч машин.
Расположенный в Миассе «Урал» собрал 14 тысяч грузовиков, в 1,5 раза больше, чем в 2022-м.
Из крупных предприятий до сих пор не раскрыли объемы производства за 2023-й компании «Автотор», ГАЗ и КАМАЗ.
Однако и без данных этих компаний очевидно, что российский автопром идет на поправку — последствия беспрецедентных в мировой истории санкций удается постепенно преодолевать. Те критически важные комплектующие, которые прежде поставлялись европейскими, корейскими, японскими и американскими компаниями, удалось заменить на детали производства РФ и дружественных стран.
А конкуренты кто?
Таким образом, в 2023 году Россия укрепилась на позиции крупнейшего среди стран СНГ производителя автомобилей. Напомним, в 2022-м в РФ собрали лишь 620 тысяч автомобилей — тогда по этому показателю стране на пятки наступал Узбекистан, где правительство целенаправленно взращивает национального автопроизводителя.
Холдинг «UzAuto Motors» уже давно является самым крупным в Центральной Азии производителем автомобилей, а в 2022 году (когда производство в России по всем известным причинам резко сократилось) он вышел на первое место и среди автопроизводителей СНГ.
«UzAuto Motors» своих производственных итогов за 2023 год пока не обнародовал, однако известно, что компания выпустила свыше 395 300 легковых автомобилей, что превышает показатели АВТОВАЗа.
Таким образом, узбекские автомобилестроители по итогам года вновь заняли лидирующие позиции по объёму производства. Кроме того, 23 января появилась информация о том, что на внутреннем рынке Узбекистана реализовано 369 980 Chevrolet локального производства.
Самые крупные производители автомобилей в СНГ* по итогам 2023 года:
- UzAuto Motors (Узбекистан) 395 300 штук
- АВТОВАЗ (Россия) 374 077
- Haval Motor Manufacturing Rus (Россия) около 100 000
- Allur (Казахстан) 82 854
- СП «БелДжи» (Беларусь) около 65 000
- Hyundai Trans Almaty (Казахстан) 46 159
- УАЗ (Россия) 39 453
- «Москвич» (Россия) более 15 000
*в рейтинг не включены компании, которые не раскрыли ни объемов производства, ни объемов продаж.
Фактически центральноазиатская страна стала вторым по величине рынком для марки Chevrolet (на первом — США). И основным конкурентом по объемам производства легковых автомобилей для крупнейшего российского предприятия, которое ранее называли крупнейшим автопроизводителем Восточной Европы.