Практически во всех странах, где есть собственная автомобильная промышленность, правительства стараются защитить локальное производство машин различными протекционистскими мерами. От импорта ограждаются как тарифными, так и нетарифными способами.
К первым относятся таможенные пошлины на ввоз автомобилей из-за рубежа, ко вторым — например, национальные сертификационные требования к продукции. Особенно острые дискуссии вызывает вопрос пошлин, поскольку производителям выгодно, чтобы их ставки были как можно более высокими, а потребителям наоборот — чем ниже, тем лучше. В этом материале мы сделали выборочный обзор ввозных пошлин на автомобили в мире.
Для начала необходимо упомянуть, что ввозные таможенные пошлины по целям взимания бывают двух типов — фискальные и протекционистские. Первый случай — это ставка до 25% от стоимости товара, цель заключается в наполнении госбюджета. Вторая ситуация — ставка от 25% и выше, ее функция — стимулирование и защита внутреннего производства. Тарифное регулирование — один из самых эффективных способов поддержания и развития национального автопроизводства. К протекционистским мерам прибегают те страны, которые только взращивают собственную автомобильную промышленность.
Государства, в которых конкурентоспособная отрасль уже сформировалась, как правило, обращаются к фискальным тарифам. Здесь над заметить, что вопрос пошлин также завязан на условиях участия страны во Всемирной торговой организации (ВТО). Пример: Россия при вступлении в ВТО в 2012 году взяла на себя обязательства поэтапного снижения таможенного барьера на автомобили, до нынешнего уровня 15% от стоимости. До того в РФ в течение многих лет действовала пошлина 25%.
Если опираться на данные из открытых источников, по итогам 2021 года крупнейшими экспортерами новых автомобилей в мире были: Германия (общая стоимость поставленных на внешние рынки машин — 139,1 млрд долларов), Япония (85,6 млрд долларов), США (54,7 млрд долларов), Южная Корея (44,3 млрд долларов), Мексика (39,9 млрд долларов).
Крупнейшие импортерами новых автомобилей в мире в 2021 году являлись США (в эту страну поставили машин на сумму 148,1 млрд долларов), Германия (66,8 млрд долларов), Китай (48,8 млрд долларов), Франция (40,2 млрд долларов), Великобритания (35,8 млрд долларов).
Наиболее высокие пошлины на импорт готовых автомобилей среди стран мира — в Индии (106%), Иране (90%) и Турции (на массовые автомобили — 45-80% в зависимости от объема двигателя). Нулевые ставки таможенных пошлин действуют в нескольких странах мира, в т.ч. Гонконге, Швейцарии и Японии, но в этой связи стоит подробнее остановиться на нетарифных мерах поддержки внутреннего автопроизводства в различных странах. Так, например, в Японии существует класс кей-каров – автомобилей особо малого класса, владельцам которых предоставляют льготы по транспортному налогу и возможность бесплатно парковаться в городах.
К кей-карам относятся машины с двигателем объемом не более 660 куб. см и максимальной мощностью не выше 64 л.с. У японских автопроизводителей – широчайшие линейки кей-каров, западные даже и не пытаются с ними конкурировать. Помимо этого, в Токио и других крупных городах Страны восходящего солнца невозможно поставить на учет купленный автомобиль, если ты заранее не обеспечил его парковочным местом — собственным или арендованным. При этом на кей-кары это правило не распространяется — согласитесь, такую регуляцию тоже можно рассматривать как явную (хотя и нетарифную) меру поддержки национального автопрома.
По странам СНГ ситуация следующая. В рамках Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, ввозная пошлина на импорт автомобилей составляет 15%, однако в трех из пяти стран ЕАЭС на национальном уровне также действуют дополнительные утилизационные сборы, сумма которых весьма значительна.
Помимо этого, внутреннее производство в РФ защищено и жесткими требованиями сертификации, включая обязательное наличие в автомобиле системы ЭРА-ГЛОНАСС. Кстати, в РФ широко применяются и чисто административные меры поддержки автопрома – так, за вычетом специальных случаев, российские госведомства могут покупать только те машины, которые были произведены в РФ или других странах ЕАЭС.
Из СНГ отдельного упоминания заслуживает Узбекистан, президент которого Шавкат Мирзиёев в феврале 2022 года принял решение о снижении пошлин на импорт готовых автомобилей вдвое, в два этапа. Ставки на ввоз машин снизили сразу с 30% до 15% от стоимости машины. С 1 января также в два раза будут снижены дополнительные коэффициенты, которые рассчитывают в долларах за каждый кубический сантиметр от объема двигателя.
Здесь над заметить, что вопрос пошлин также завязан на условиях участия страны во Всемирной торговой организации (ВТО). Пример: Россия при вступлении в ВТО в 2012 году взяла на себя обязательства поэтапного снижения таможенного барьера на автомобили, до нынешнего уровня 15% от стоимости. До того в РФ в течение многих лет действовала пошлина 25%.
Узбекистан не является членом ВТО (только наблюдателем), поэтому долгое время придерживался политики протекционистских таможенных барьеров — ради развития национального автопроизводителя, компании UzAuto Motors. Однако в настоящее время UzAuto уже прочно стоит на ногах, и приоритеты сменились: теперь для властей Узбекистана главное — насытить авторынок страны (пока спрос серьезно превышает предложение) и создать конкурентную среду, чтобы национальный автопроизводитель «не варился в собственном соку».
Сниженные импортные пошлины распространяются только на новые автомобили, с момента выпуска которых прошло не более одного года на момент пересечения таможенной границы Узбекистана.
С точки зрения влияния на рынок снижение пошлин произвело быстрый эффект. По сообщению узбекских СМИ, по итогам января-июня 2022 года ввоз легковых автомобилей в Узбекистан относительно аналогичного периода 2021-го вырос почти в два раза. За первые шесть месяцев 2022-го в страну импортировали 16 308 легковушек на общую сумму 395,9 млн долларов.
UzAuto Motors последние три года реализует инвестиционный проект общей стоимостью 620 млн долларов, цель которого — организовать на мощностях компании в Асаке глубоко локализованное производство автомобилей на новейшей платформе GM GEM. Очень своевременно в июле UzAuto запустил массовый выпуск товарных экземпляров компактного кроссовера Chevrolet Tracker. На начало 2023 года намечен старт производства седанов Chevrolet Onix. В перспективе компания рассчитывает делать до 190 000 машин на базе GM GEM ежегодно.
В качестве итога этой публикации стоит сопоставить два автомобильных рынка соседних стран — России и Узбекистана, пошлины на ввоз авто в которых сравнялись. Сейчас это 15%. Вместе с тем мы наблюдаем совершенно разные пути развития, по крайней мере в настоящий момент. Самый крупный производитель легковых автомобилей России — АВТОВАЗ, обедняет комплектации и ужимает модельный ряд. Автопром Узбекистана, в лице UzAuto Motors, напротив, выводит на рынок новинки, увеличивая и объемы выпуска текущей линейки автомобилей. Не исключено, что в какой-то момент сложившаяся ситуация повлияет не только на развитие автопрома в этих странах, но и на смену позиций в рейтинге производителей автомобилей в странах СНГ. Редакционное исследование по этой теме ИА «ПромРейтинг» публиковало ранее.